ГЛАВНАЯ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
ОБЩЕСТВО | БИЗНЕС | ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ | ЗДОРОВЬЕ | ДИСКУССИЯ | МНЕНИЕ | ОБЪЯВЛЕНИЯ
Фемида на службе 22-09-2013, 11:27 Мнение
Фемида на службеНа вопросы «Новости Хельсинки» отвечает министр юстиции Anna-Maja Henriksson

- За последние десять лет в Финляндии наблюдается тенденция: уровень уголовных преступлений постоянно снижается, а экономических растет, причем достаточно высокими темпами. В чем причина?

- Действительно, есть некоторое снижение преступлений против собственности, а так же тяжких насильственных преступлений (таких, например, как убийства). Тем не менее, нельзя утверждать, что количество экономических преступлений возрастает. Это правда, что их общее число было немного выше в 2012 году, чем в 2011 году, но уровень 2012 года ниже, чем в 2010. Недавний обзор преступности в Финляндии, сделанный Национальным институтом правовой политики, показал, что, по сравнению с серединой девяностых, общее количество экономических преступлений, наоборот, снизилось. Естественно, каждый год показатели разные. Одни связаны с экономическими циклами, другие- с изменениями в законодательстве, а некоторые можно назвать абсолютно случайными. К сожалению, большинство экономических преступлений остаются незамеченными и неучтенными.
Некоторые виды экономических преступления достигли пика сразу после рецессии 2008 года. В 2009-м участились случаи мошенничества (в особенности со стороны должников)
Тем не менее, нельзя говорить о четкой тенденции роста подобных преступлений.

- Существует ли в Финляндии общественная платформа, на которой обсуждается будущее принятие законов? Если да, то где и как гражданин может поучаствовать в подобном обсуждении?


- Для граждан есть различные возможности обсудить социальные и государственные вопросы и проблемы. Например, на сайте правительства Финляндии (otakantaa.fi) в разделе «Have You Say».
Это позволяет создать диалог между обычными людьми, политиками и государственными служащими в процессе принятия решений на местном и национальном уровнях, а также в законодательных процессах. К сожалению, материалы на сайте публикуются только на финском и шведском.
Министерствами также организуются консультационные сессии во время принятия того или иного закона. С итогом можно ознакомиться на сайтах непосредственно этих министерств. Во время подобных сессий принимаются как письменные, так и устные замечания от граждан. А новые веб-сервисы для муниципальных и правительственных консультаций будут запущены в феврале / марте следующего года.
Так же можно найти информацию о законодательстве Финляндии и законотворчестве на страницах: http://oikeusministerio.fi/en/index/basicprovisions/legislation.html и http://lainvalmistelu.finlex.fi/en/

- Часто ли государству приходится прибегать к услугам коллекторских агентств?

- Мне неизвестны случаи, когда органы государственной власти пользовались бы услугами частных агентств по взысканию задолженности. Для этого существует специальная государственная служба. Органы же исполнительной власти имеют право взыскать платеж, например, путем наложения ареста.

- Статистика городского суда Хельсинки показывает, что все чаще и чаще люди игнорируют оплату счетов и штрафов. Можно ли это считать следствием того, что «денежные» наказания в стране слишком высоки?

- Это, к сожалению, правда. Все большее количество и обычных людей, и фирм сталкиваются с проблемами задолженности в Финляндии. Основной причиной этого, что совершенно очевидно, является сложная экономическая ситуация, которая приводит, в том числе и к росту безработицы. Поэтому очень важно, чтобы различные расходы, связанные с невыплаченными долгами (проценты, сборы платежей, судебные издержки) не являлись неоправданно высокой нагрузкой. Именно поэтому последние законодательные изменения были направлены на сокращение процентных ставок по потребительским кредитам, сбору пошлин и судебных сборов за судебные разбирательства.

- Существует ли статистика: граждане каких стран совершают большее количество преступлений на территории Финляндии, и какие это преступления?

- Да, у нас есть подобная статистика. Как в отношении иммигрантов, так и тех, кто приехал в Финляндию только на время.
Иностранные граждане, которые живут в Финляндии, подозреваются в совершении12029 некоммерческих преступлений в 2012 году.
Самая большая группа - эстонцы, за ними почти вплотную идут россияне, затем граждане Сомали и Ирака. Вместе эти четыре группы составляют почти половину всех некоммерческих преступлений, совершенных иностранными гражданами, живущими в Финляндии. Если сравнить это количество с числом населения, то выяснится, что русские и эстонцы, живущие здесь, не совершают преступлений значительно чаще, чем финны.

Приезжающие сюда временно, подозреваются в совершении 16722 некоммерческих преступлений в 2012 году, то есть, больше, чем иммигранты. Русские стали самой большой группой, следом за ними идут эстонцы, румыны и литовцы. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что Россия и Эстония «лидирует» в этом списке. В 2012 году Финляндию посетили три с половиной миллиона россиян (почти половина всех туристов как раз граждане России), 750 000 приезжали из Эстонии. Что касается граждан Румынии и Латвии, то их в целом приезжает в Финляндию не так уж и много. А высокий уровень совершенных ими преступлений объясняется тем, что это, как правило, кражи, ограбления и прочие подобные правонарушения за которыми нередко стоят группировки.

Что касается заключенных, то в 2011 году около 15% были иностранными гражданами, из них каждый четвертый эстонец. Второе место занимают румыны, россияне и литовцы.

Иностранцы, проживающие в Финляндии, подозреваются в совершении преступлений несколько чаще, чем граждане Финляндии. Например, в 1,4 раза в сфере имущественных преступлений и в 2 -3 раза чаще в случаях насилия и сексуальных преступлений. Впрочем, разница в этом отношении между финнами и иностранцами уменьшается, но не исчезает. Наверное, нужно принимать в расчет то, что иммигранты в целом моложе коренного населения. Кстати, они также являются жертвами насильственных преступлений чаще, чем финны.

- В Финляндии государственные структуры не имеют право «комментировать конкретные случаи». Это закон? Или каждая организация придумала себе такое правило?

- Как министр юстиции, я не могу комментировать дела, находящиеся в судах или решения независимых судов. Согласно Конституции Финляндии, эти документы, тем не менее, публичные и каждый имеет право с ними ознакомиться. Какие-либо документы могут быть засекречены только в случае, если это предусмотрено законом. Поэтому благодаря открытости и прозрачности легко выяснить причины, по которым суд или иная государственная структура вынесла то или иное решение. Подобное право доступа к информации является неотъемлемой частью демократии и развития общества.

Тем не менее, закон о гласности в деятельности правительственных организаций содержит ряд положений о защите тайны частной жизни человека. Например, документы, содержащие информацию о состоянии здоровья человека, являются секретными.

Положения о праве на доступ к судебным документам изложены в двух специальных законах, один из которых касается общих судов, а второй - административных судов. В первом случае доступ к документам получить несколько проще.

В дополнение к законодательству, регулирующему права доступа, власти должны в своей деятельности также соответствовать требованиям объективности, независимости и беспристрастности. Эти требования имеют особое значение, например, когда должностное лицо дает интервью о ходе административного или судебного дела.

- Считается, что это правило введено в целях защиты интересов, ну, например, семьи и детей. Тем не менее, решение суда о том, что госпожа Завгородняя страдает психическим заболеванием, стало известно всему миру. Как вы это объясните?

- Я не знакома с материалами дела, упомянутого выше, так что мой ответ носит общий характер. Как я уже говорила, документы решений судов являются публичными. Но в любом случае по требованию заинтересованных сторон информация, например, о состоянии здоровья может быть удалена из копий этих решений. Кроме того, финские государственные структуры никогда не публикуют имена частных лиц ни в Интернете, ни где-либо еще.

- И, если уж речь зашла о детях, то не могли бы вы назвать статистику: сколько детей ежегодно отправляется в приюты? Из чисто финских семей? Из смешанных? Из семей иммигрантов?


- В 2011 году количество детей, переданных в опеку, составило10535 человек, что на три процента больше, чем в предыдущем году. В целом, 17 409 детей и молодых людей было размещено на проживание вне своих домов в 2011 году.

В 2009 году около 13 из 1000 детей в возрасте до 18 лет были помещены в приюты, в то время как в Дании, Швеции и Норвегии это количество было 10 и 11 из тысячи соответственно. Однако статистики о национальности детей, помещенных под опеку, у нас нет.

- Кстати, не думаете ли вы, что «отказываясь комментировать конкретные случаи», чиновники часто просто хотят уйти от ответственности?

- На мой взгляд, подавляющее большинство финских государственных чиновников - это добросовестные и ответственные лица с глубокими знаниями в своей области. А их возможность комментировать конкретные случаи, которые они рассматривают и принимают по ним решения, ограничено законодательством, регулирующим процесс открытости чиновников. Тем не менее, все их действия можно контролировать, например, путем подачи апелляций или жалоб в вышестоящие органы.

- В Финляндии есть еще одно правило: если человек не доволен решением государственных органов, то он подает апелляцию в административный суд и этот процесс нередко длится годами. Почему сама организация не может поменять решение, если человек сможет доказать, что оно ошибочно?

- Организация, может, конечно, и самостоятельно исправить ошибку, которая произошла при принятии решения в соответствии со статьями 50 и 51 Закона об административных процедурах. А при подаче апелляции в административный суд, именно он рассматривает и разрешает разногласия, касающиеся интерпретации закона в том или ином деле.

- Почему чиновник может быть наказан только в случае, если он, например, кого-то оскорбит, но никогда за допущенную ошибку? Может, поэтому они никогда свои ошибки и не признают?

- Должностные лица отвечают за законность тех решений, которые он (или она) приняли. И любой, кто пострадал от нарушения своих прав или понесли ущерб из-за незаконных действий или оплошности чиновника, имеет право потребовать, чтобы этот чиновник был наказан и понес ответственность за нанесение вреда. Это задекларировано в статье 118 Конституции Финляндии.
Кроме того, канцлер юстиции и парламентский омбудсмен осуществляют надзор за тем, чтобы деятельности государственных должностных лиц была законной. И они могут выдвинуть обвинение против чиновника в случае, если человек обратится к ним с жалобой.

- Есть ли в Финляндии такое понятие как «моральный ущерб»? И относится ли это к действиям чиновников? Если да, то каков может быть размер компенсации?

- Согласно Закону об ответственности за гражданские правонарушения, за причинение морального ущерба можно потребовать компенсацию. Это понятие включает в себя не физические «ранения», такие как душевная боль и страдания. Они могут быть как длительными, так и кратковременными, но в любом случае снижают качество жизни.
Моральным ущербом также могут считаться мучения, понесенные в результате унижения человеческого достоинства. Что, кстати, является наиболее частым наказуемым преступлением против личности.
Впрочем, наиболее трудным при нанесении морального ущерба является определение размера компенсации, так как это понятие нематериальное и не может быть оценено действительно объективно. Все зависит от множества факторов, некоторые из которых перечислены как раз в Законе об ответственности за гражданские правонарушения.
Принципы, касающиеся компенсации, в значительной степени эквивалентны основным правилам. Тем не менее, из-за характера деятельности чиновника душевные «раны» и мучения происходят крайне редко. Скорее, причиненный вред больше «экономический».

- Считается, что чиновники в Финляндии всегда действуют только по закону. Вы с этим согласны?

- Я считаю, что финские чиновники очень законопослушны. В Конституции также говорится, что осуществление государственной власти должно базироваться на законодательстве, а закон строго соблюдаться во всех видах публичной деятельности. Если человек не удовлетворен решением властей, то, как уже говорилось выше, он может подать апелляцию или пожаловаться в вышестоящие органы.

- Некоторые юристы утверждают, что при споре финна и иностранца суд, чаще всего, принимает сторону финна? Это правда?

- Этому утверждению нет никаких доказательств. Я убеждена, что в Финляндии все люди, независимо от их национальности, имеют равные возможности на справедливое правосудие.
По поводу гражданских дел в судах нет статистики «по национальному признаку». Они работают с все возрастающим количеством дел, где стороны говорят не на финском или шведском. Поэтому адекватный перевод является существенной частью надлежащей правовой защиты.

- Можете ли вы утверждать, что финский суд действительно справедлив? И действительно независим? Возможно ли, чтобы кто-нибудь был осужден по политическим причинам, как, например, Михаил Ходорковский в России? Или из-за взятки, «заплаченной» судье?

- В Финляндии традиционно особое внимание уделяется тому, чтобы деятельность властей всегда была законной. Например, недавно в страну приезжали с визитом представители GRECO (Coucil of Europe,s Group of States against Corruption). Одной из целей визита была оценка деятельности финских судей. Согласно последовавшему отчету, они строго подчиняются всем требованиям, касающихся антикоррупционности. И я с этим совершенно согласна.

Вопросы задавала Ирина Табакова


 
Другие новости по теме:

  • "Old boys club"
  • Иммиграционная служба сообщает
  • Дорогу осилит идущий


  • Навигация по сайту
    Популярные статьи
  • Утраченные иллюзии

  • Архив новостей
    Апрель 2024 (1)
    Март 2024 (1)
    Февраль 2024 (1)
    Декабрь 2023 (2)
    Ноябрь 2023 (1)
    Октябрь 2023 (2)

    Информация
    editor@novosti-helsinki.com
    Издатель: 12 CHAIRS OY
    Телефон: +358 (0) 458798768
    +358 (0)404629714
    Реклама: oy12chairs@yandex.ru
    Главный редактор – Ирина Табакова.
    Специальный корреспондент- Алексей Табаков

    Название, слоган, тексты, фотографии, рекламные блоки являются объектами авторского права.
    Перепечатка и использование без разрешения редакции запрещены.
    © Новости Хельсинки. ISSN 1799-7577

    Publisher: 12 Chairs OY
    Tel.+358(0)458798768,
    +358(0)404629714
    Advertisement enquiries: oy12chairs@yandex.ru
    editor@novosti-helsinki.com
    Editor-in-chief Irina Tabakova
    Special correspondent- Alexey Tabakov

    All pictures, articles,slogans,advertisements,graphics are subject to copyright. No reprinting or reproduction is allowed without permission
    © «Новости Хельсинки». ISSN 1799-7577
    Главная страница Copyright © 2013. © «Новости Хельсинки» All Rights Reserved.ISSN 1799-7577