ГЛАВНАЯ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
ОБЩЕСТВО | БИЗНЕС | ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ | ЗДОРОВЬЕ | ДИСКУССИЯ | МНЕНИЕ | ОБЪЯВЛЕНИЯ
Как обухом по голове 17-03-2024, 15:07 Общество
Как обухом по головеС незапамятных времен люди скрывают и подтасовывают факты, выдают ложь за истину и занимаются прочей психологической обработкой окружающих. Но отнюдь не всегда мы называем это манипуляцией. Ведь под этим термином мы безошибочно угадываем нечто разрушительное, в основании которого всегда лежит скрытое воззвание к низменным влечениям человека – откровенно садистским, мазохистским либо к тем, что «ниже пояса». Впрочем, даже пренебрежительное «скрытое управление» должно быть умелым, и не только чисто технически. Топорно состряпанное воздействие или «информация» не имеют никаких шансов на успех.

Когда в «1001 ночи» Шахерезада рассказывала султану захватывающие истории, мы не говорим, что она им «манипулировала». В сегодняшних терминах - «переключала внимание», «нестандартно мыслила» и спасала тем самым не только себя, но минимум тысячу красивых девушек.
Мы восхищаемся находчивостью Тома Сойера, который с помощью смекалки заставил приятелей побелить весь забор. Мы с одобрением относимся к сообразительным героям – реальным и вымышленным – сумевших победить врага не физической силой, а умом.
Да и не только мы. Библейский бог наказал Адама и особенно Еву, но не тронул Змея-искусителя, который, в общем-то все и устроил.

Что же такое тогда манипуляция, когда она возникает, для каких целей используется и при каких условиях наиболее действенна?
И почему манипуляторам на протяжении всей истории удается возложить ответственность за содеянное на своих жертв?

- «Как и многие другие события в подлунном мире, это явление не появляется само по себе - всегда существуют некие силы и условия,
вызывающие его, - пишет профессор Евгений Доценко в научном реферате «Психология манипуляции». – И, разумеется, всегда находятся те, благодаря активности которых эти силы и условия действуют. Но откуда подобные особи берутся и почему предпочитают именно этот способ? Среди основных причин исследователи называют неспособность к любви, недоверие к людям, чувство ущербности, беспомощности, конфликт с самим собой и заполнение смыслового вакуума псевдоценностями. Поэтому ради удовлетворения своей невротической потребности — в принципе ненасыщаемой – им кажутся допустимыми любые средства.
Сама же манипуляция же представляет собой узел, в котором сплелись невероятное количество методов воздействия на человеческую психику: от преобразования информации - истина-ложь, тайное-явное – до в корне перевернутой динамики ответственности. Сегодня даже психологи не только выполняют трудноуловимый «социальный заказ», но и получают вполне конкретные финансово подкрепленные заявки по организации воздействия на людей. Когда они организовывают групповые треннинги, «командные» игры для персонала корпораций и компаний или обучение всевозможных начальников методам управления, то за этим стоит уже принятое административное решение, которому всего-то нужно придать «научно обоснованный» вид».

Современный рационализм предполагает, что можно «объективно» - то есть, отстраненно – познать реальность. Провозглашается, что психотерапевт с соответствующим сертификатом может разобраться в стремлениях и чувствах пациента, на которого ему, в общем-то, глубоко наплевать. При этом считается, что чем дороже стоят рекомендации и установки, тем они более действенны.
В этом и заключается принципиальное отличие от античности или средневековья. «Язычники» стремились ухватить суть вещей, выразив ее в виде образов – к примеру богов, героев и их историй. Христиане - хотя бы причаститься к некоему сверхсущему и понять мир через откровение.
Но и те, и другие знали, что психика человека и окружающая действительность «упакованы» друг в друга, поэтому на протяжении тысячелетий это был вопрос о степени их слитности. Ведь та часть мира, с которой имеет дело человек, в значительной степени является продуктом деятельности его самого. Это касается, в том числе, процесса описания - как языкового, так и знакового, символичного или образного.

Сотворив очередную порцию себя и мира, человек действует в соответствии со своим новым знанием и оказывается одной из ведущих преобразующих сил мироздания. Поэтому целью любого философского трактата или научного исследования в первую очередь является понимание – каким образом такие причины, как заинтересованность, нацеленность или побуждение в реальной деятельности согласовываются с намерениями. И истолкование смысла этой связи.

Лишь в XXI веке мы оказались в ситуации, когда пытаемся с помощью голого расчета понять происходящее и планировать будущее. Возможно, потому, что когда-то проблема противостояния материализма и идеализма была некорректно сформулирована – случайно или намеренно. Ведь никакой расчет (или инструмент) не может зафиксировать то, что существует лишь в психическом плане.

Взять, к примеру общение. Если его рассматривать как текст, значит, его можно «прочитать». Каждое действие формируется с помощью знаков (мимики, позы, выражения глаз), звучания и интонации слов. Или принятых норм – к примеру, поднятую руку можно воспринимать как голосование, молитву или попытку остановить такси.
А улыбка? Почему так называемая «американская» хоть и провозглашается правилом хорошего тона, но вызывает неприятное чувство подделки? Этим заинтересовались даже ученые. Они сумели замерить приборами, что фальшивая улыбка появляется мгновенно и так же стремительно исчезает, а лицо как будто деревенеет. Настоящая же сначала вспыхивает в глазах и лишь потом переходит на губы. И еще долго после нее остается то, о чем поется в «Shadow of your smile».

Что касается непосредственно письменного текста, то и он всегда есть нечто большее, чем линейная последовательность фраз. Множественность интерпретаций и даже их конфликт являются достоинством понимания.
Высшими в этом смысле оказываются художественные тексты, затем религиозные. Действительно, едва ли не вся наша жизнь оказывается распределенной между сказками, легендами, историческими романами и детективами.
При этом интерпретация как художественных текстов, так и реальных событий сильно варьирует, так как это зависит это не столько от знания предмета, сколько от способности установить смысловые связей. А это под силу далеко не каждому.

Человек придумал богов по своему образу и подобию прежде всего потому, что ощущения, чувства и стихии становятся в этом случае видимыми и приземленными. Как просить помощи и поддержки, к примеру, у магнитных полей или гравитационных волн? Поймут ли они наши просьбы и нужды?
Поэтому во всех религиях – как системах воздействия на психику – наиболее сильным потенциалом воздействия являются образы.
На этом же принципе когда-то была основана хорошая реклама. Ковбой «Мальборо» вовсе не предлагал закурить – он звал с собой в романтику дальних путешествий.

Механизм манипуляции также основан на ассоциации между образом и потребностью. К примеру, олицетворение индивида с «запчастью». Сегодняшний главный символ – QR код – еще в 1994-м году был разработан для автомобильной промышленности Японии, в частности, для использования на заводах по производству как раз запасных частей. Тогда никто и представить не мог, что им станут метить как скот, так и человека.

Как обухом по головеРазрушительная роль того, что действует через подсознание, наиболее сильна, так как закладывается в том слое, который ответственен за формирование сущностных качеств: любви, сострадания, чувства сакральной общности всех людей и предчувствия их космического предназначения.
Но с помощью внешнего воздействия (сегодня – технического) общечеловеческая ценность «один - за всех, все – за одного» переориентируется на классовые, клановые и прочие «общие интересы», а консолидация происходит по принципу враждебности к «иным». Так, любой бюрократ, олицетворяющий свои возможности «власти» с государством, воздействует на людей для достижения собственных целей - удовлетворения невротических потребностей и тайного самоуничижения. Поэтому с человеком «без документов» он не будет считаться, а с «легальными» бумагами - да. Ведь они выданы той же группой, к которой принадлежит и он.

Да и все прочие институты иерархии были придуманы потому, что большинству всегда требовалось - на кого переложить ответственность. По мере расслоения человечества на различные «мы» стали появлялись касты жрецов и прочих богоизбранных, чья легитимность непременно должна быть освящена теми или иными таинствами.
«Секретная» компьютерная программа, в общем-то, из той же области. Великой цифровизации отныне отдано право «решать» все возникающие проблемы именно потому, что никто не понимает – как «это» работает.

Впрочем, гаджеты - ничем не выделяющиеся кусочки металла и пластмассы – полностью захватили человеческое внимание не только из-за «таинственности». Реально они нам вовсе не нужны, но на уровне подсознания мы считаем их значимыми.
И достигается это чисто инструментальным техническим путем. Мигающий свет экранов, звонки, звуки различных «оповещений» и прочие ловушки захватывают внимание автоматически – даже если они бесцельны.

Нейробиологи и другие «физические» специалисты утверждают, что воздействие дезинформационных суперстимулов меняют наше поведение и как следствие – изменяют мозг. Цифровое слабоумие - реальный результат наркотической зависимости от "инновационных" технологий.
А с чем мы столкнулись во время всемирной компьютерной игры – фальшивой «пандемии»? Заключение в четырех стенах, «самоизоляция», дистанционная работа и обучение, «виртуальные» путешествия и прочие «общественные мероприятия». С марта 2020 года за экраном смартфона пришлось проводить практически все время - что самым негативным образом отразилось на психическом и физическом состоянии людей.
И все это еще подкреплялось постоянной угрозой штрафа и призывами «уколоться и спасти других».

Как обухом по головеДа и в других ситуациях главный механизм манипулятивного воздействия - это всегда приложение усилий. Но только с внешней стороны.
Никакими «высокими» технологиями ничего больше сделать нельзя. Дальше все зависит от внутренней энергии. Ведь актуализировать можно лишь то, что уже имеется во психическом мире человека. Как только доступ получен, разбуженная «одержимость» начнет действовать уже без внешней поддержки.
В преданиях это отражено в том, что вампиры не могут войти без приглашения, а в современной психиатрии – что фанатики, к примеру, «гендерной нейтральности» или той же «цифры» - тяжко больны.
Впрочем, эта «болезнь» обязательно должна поддерживаться взаимной заинтересованностью в сохранении тайны воздействия.
-«Обе стороны находятся под влиянием исходно ошибочных представлений и пытаются решить внутреннюю психическую проблему посредством манипуляций во внешнем мире, - пишет Евгений Доценко. - В этой ситуации неважно, кто побеждает или на чьей стороне будет моральный суд истории - реальное решение проблемы не дано ни одной из сторон».

Еще один прием весьма действенной манипуляции – когда тебя просят что-то сделать, делать это плохо несколько раз. В итоге человек предпочтет больше ничего не поручать.
Ну а основным средством является преобразование информации - от откровенной лжи до подтасовки или умалчивании фактов. К примеру, целенаправленная пропаганда о нейтралитете государственных институтов, согласно которой их главная цель - служить всеобщему благу. Логика манипуляторов при этом очевидна - чем шире аудитория, на которую требуется оказать воздействие, тем универсальнее должны быть используемые мишени.

А можно действовать еще более изощренно - осложнить и без того практически безнадежные поиски смысла обилием никчемных «новостей». Как показала глобализация, использование программ стереотипного поведения весьма успешно унифицировало способ реагирования на события больших масс людей. Причем эти программы провозглашаются всеобщим правилом и даже законом человеческого сосуществования.
В результате важнейшими социальными «приобретениями» стали ограничение свободы, нивелирование личности, санкционированная эксплуатация и возведения обмана в ранг нормы. А приглушенность желаний, равнодушие к происходящему и полная безответственность привели к конечной цели манипулирования массовым сознанием —инертности.

Впрочем, возможно ли научиться не поддаваться манипулированию?
Полностью - скорее всего, нет. Ведь в душе человека есть нечто неуловимое и загадочное. Именно оно вносит самый заметный вклад в то, как он мыслит и действует.
Поэтому едва ли не главным фактором противодействия является то, что люди называют силой духа.
Образно эта сила – или слабость – могут быть описаны как наличие – или отсутствие – внутреннего стрежня. Именно этот «каркас» и берет на себя основную нагрузку.

Но дается ли эта сила «свыше» или воспитывается преодолением трудностей? На этот вопрос пока нет ответа.
Поэтому еще одним достаточно действенным защитным приемом против манипуляции является непредсказуемость.
«Когда ты непредсказуем, ты неуязвим» - утверждал Кастанеда. Ведь если человека нельзя «просчитать», то манипулятору (в том числе, электронному) не к чему будет подстраиваться. Гораздо труднее подбирать ключи, если замки постоянно меняются.

Впрочем, в современном обществе непредсказуемость не поощряется. Поэтому самый действенный вариант против манипуляции - тайное сделать явным. Ведь когда то или иное событие вызывает ощущение «что-то тут не так», то именно эта эмоциональная реакция и отражает действительность.
 
Другие новости по теме:

  • Ошибка восприятия
  • Сакральный смысл
  • Культ личностей


  • Навигация по сайту
    Популярные статьи
  • Утраченные иллюзии

  • Архив новостей
    Апрель 2024 (1)
    Март 2024 (1)
    Февраль 2024 (1)
    Декабрь 2023 (2)
    Ноябрь 2023 (1)
    Октябрь 2023 (2)

    Информация
    editor@novosti-helsinki.com
    Издатель: 12 CHAIRS OY
    Телефон: +358 (0) 458798768
    +358 (0)404629714
    Реклама: oy12chairs@yandex.ru
    Главный редактор – Ирина Табакова.
    Специальный корреспондент- Алексей Табаков

    Название, слоган, тексты, фотографии, рекламные блоки являются объектами авторского права.
    Перепечатка и использование без разрешения редакции запрещены.
    © Новости Хельсинки. ISSN 1799-7577

    Publisher: 12 Chairs OY
    Tel.+358(0)458798768,
    +358(0)404629714
    Advertisement enquiries: oy12chairs@yandex.ru
    editor@novosti-helsinki.com
    Editor-in-chief Irina Tabakova
    Special correspondent- Alexey Tabakov

    All pictures, articles,slogans,advertisements,graphics are subject to copyright. No reprinting or reproduction is allowed without permission
    © «Новости Хельсинки». ISSN 1799-7577
    Главная страница Copyright © 2013. © «Новости Хельсинки» All Rights Reserved.ISSN 1799-7577