ГЛАВНАЯ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
ОБЩЕСТВО | БИЗНЕС | ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ | ЗДОРОВЬЕ | ДИСКУССИЯ | МНЕНИЕ | ОБЪЯВЛЕНИЯ
Чисто информационное убийство 23-05-2022, 12:15 Общество
Чисто информационное убийствоСовременный индивид чувствует себя калекой, неспособным полноценно общаться с окружающей средой. Его органы чувств заменены компьютерами и смартфонами. Между человеческой рукой, которая нажимает на клавиши, и глазами, которые смотрят на экран, находятся десятки проводов, тысячи мегабайт электронной памяти и огромное число процессоров и микросхем. Да и прочие части тела выступают лишь как заменители проводов. Это особого рода увечье, когда зрение и слух принимают на себя чудовищную нагрузку, которую не выдерживают мозг и сердце. О том, почему техноутопическое общество превратилось в цивилизацию протезов, рассуждает Михаил Эпштейн в исследовании “Информационный взрыв и травма постмодерна”.

… Двести с лишним лет назад Томас Мальтус - обнищавший буржуа с сильнейшим комплексом неполноценности - предсказал кризис перенаселенности, согласно которому население будет возрастать в геометрической прогрессии, а продовольственные ресурсы - только в арифметической. Он боялся, что нищие людишки расплодятся как кролики и будут требовать, чтобы богатые обеспечили их работой и едой. Что, по его мнению, несправедливо - ведь причиной бедности является не социальное устройство, а закон природы. Поэтому единственный вариант - искусственно уменьшать численность населения.
Несмотря на полную несостоятельность, эта теория нашла огромную поддержку сперва в буржуазных, а потом и так называемых “либеральных” кругах - ведь она полночью соответствовала их интересам. В 1972-м году так называемый “римский клуб” принял ее как способ решения всех мировых проблем.
Именно этот прогноз был заложен в компьютерную модель “спасителями человечества”, стремящимися сейчас любыми способами избавиться от “излишков” людей.

Но если рассматривать науку не как совокупность знаний, а как совокупность гипотез, где будущее вовсе не черпается из прошлого, то составление прогнозов становится бессмысленным. Так случилось и с пророчеством Мальтуса.
Благодаря пропаганде общества потребления (то есть, существования лишь для себя), “гендерной нейтральности” и успехам фармкорпораций в области контрацепции, в так называемых “цивилизованных” странах перенаселения не произошло.
Да и в “не цивилизованных” тоже. Чтобы убедиться в этом, достаточно проехаться на поезде или на машине часов так десять от одного крупного города к другому. Поля, леса, заброшенные поселки и ни одного человека вокруг.
Если каждый из семи миллиардов построит себе на этих пустующих местах дом и вырастит огород, то все мировые проблемы решатся сами собой.

Зато в развитии человечества обнаружилась другая стремительно растущая диспропорция - вовсе не демографическая. Приток информации на планете начал возрастать намного быстрее, чем население. Так, с 1900 - по 1950-й год она удвоилась, за следующие двадцать лет удвоилась еще. Затем процесс начал происходить стремительнее, и сейчас поток информации подобен лавине.
Это создало колоссальную диспропорцию между совокупным “производителем информации” и отдельным человеком - как ее потребителем и пользователем.

Экономисты Сергей Гуриев и Дэниэл Тризман в исследовании “Информационные автократы” утверждают, что все сегодняшние диктатуры построены не на физическом насилии типа расстрелов и газовых камер, а на манипулировании информацией.
Вместо физического террора они опираются на цензуру, лояльность и точечные репрессии, которые в первую очередь направлены на независимых журналистов.

“Неолиберальные” режимы научились сосредоточивать в своих руках власть, не прибегая к массовым убийствам. Главная цель информационной войны - так морально сломать человека, чтобы он в дальнейшем смог действовать вопреки своим интересам, вплоть до самоликвидации, не задавая неудобного вопроса - зачем, собственно, он это делает.
Современные “государства” дробят индивида на мелкие кусочки, когда все его части могут быть разобраны, дополнены протезами и собраны в другом порядке.
А любой намек на целостность и единство встречает яростное сопротивление.

При этом абсолютно все информационные автократии притворяются демократиями, периодически проводя “честные” выборы, на которых всегда побеждают “свои”.
Ведь электронное “голосование” - то же самое, что выдача кредита: то есть, учетная запись в компьютере, которую администратор сайта может рисовать сам, по требованию заказчика (кандидата от “партии”) или доверить так называемому “искусственному интеллекту”. В последнем случае могут, конечно, возникнуть несоответствия типа “800 процентов” или восставших из мертвых “избирателей” - как в случае с Байденом.
Но это никого особо не интересует - даже полный экономический крах вначале приводит к лишь к усилению тотального контроля, так как с помощью все тех же цифровых технологий можно увеличивать дополнительное “финансирование” обслуживающего персонала - бюрократов и силовиков до тех пор, пока не закончится электричество.
Или еда.

Чисто информационное убийствоСтанислав Лем в “Сумме технологий” описал введение человека в мир фантомных спектаклей, когда реальная цивилизация останавливается в своем развитии и замирает.
- “ Даже самые изысканные виртуальные блюда не могут поддерживать жизненных функций человека - он должен получать настоящую пищу. Хотя, вводя в нервы соответствующие импульсы, можно вызвать ощущение сытости. Можно представить себе некий всепланетный “суперфантом”, к которому раз и навсегда подключены все жители данной планеты, причем жизненные процессы в их организмах поддерживаются автоматическими устройствами - например, вводящими в кровь питательные вещества. Такая цивилизация, конечно, окажется кошмаром. Но просуществует она очень недолго и будет своего рода эвтаназией”.

В сегодняшних инфоавтократиях делается именно это. Внедрение цифровых сервисов безальтернативно - ведь именно электронный след формирует четкие схемы для манипулирования эмоциями, мнением и мировоззрением.
И хотя провозглашается, что электронные “продукты” - финансы, налоги, госуслуги, медицина и так далее, удобны для индивида, на самом деле они нужны исключительно для того, чтобы “госорганы” инфоавтократов быстрее выполняли решения в отношении гражданина.
И если в начале эры сетевых технологий блогеры и участники форумов пробивали дыры в цензуре, то на сегодня боты, электронно генерирующие “новостную” ленту и “анализ больших данных” стали ключевым фактором удержания власти, активно формирующим картину “новой нормальности” в головах людей.

Наиболее мощной по воздействию “бомбардировкой” является информационный каскад - то есть, активно и назойливо распространяемые через тех же ботов данные, которые создают у аудитории определенный ракурс восприятия действительности.
Самый яркий пример - фальшивая “пандемия”, когда весь мир два года пугали компьютерно сгенерированной картинкой “вируса”, заставляя делать унизительные “тесты”.
И хотя в реальности - в отличие от настоящих испанки и чумы - на улицах не было не просто падающих “от болезни”, но даже чихающих или кашляющих людей, “переполненные” больницы на самом деле стояли абсолютно пустыми, а изобретатель полимеразной цепной реакции Кэри Муллис утверждал, что ПЦР никак не предназначена для получения информации о том, болен человек инфекцией или нет, жертвы информационной войны полагали, что “не могут же все ошибаться”.
Но разве когда все думают одинаково, это не значит, что никто, собственно, не думает вообще?

Впрочем, фальшивая “пандемия” стала всего лишь кульминацией навязываемого несколько десятилетий фанатичного религиозного культа под названием “ради вашей безопасности”.
- “ У нас имеются невероятные возможности в сфере коммуникаций, но нас ежедневно потчуют бессмыслицей, которая показалась бы оскорбительной, если бы нас ни приучили к ней, - утверждает психолог Эрих Фромм. - В нашей жизни нет братства, счастья, удовлетворенности, это духовный хаос и мешанина, близкие к безумию - причем не к средневековой истерии, а скорее к шизофрении - когда утрачен контакт с внутренней реальностью. Мы притворяемся, будто наша жизнь имеет надежный фундамент, и не обращаем внимания на преследующие нас беспокойство и замешательство.
Поэтому для многих выход - в возврате к религии: не с тем, чтобы уверовать, но чтобы спастись от невыносимого сомнения, они решаются на это не из благочестия, но ради безопасности. Ведь сущность религиозного культа - в повиновении высшим силам. Человек может поклоняться животным, деревьям, золотым или каменным идолам, невидимому богу, предкам, нации, классу, партии, деньгам или успеху. При этом он может интерпретировать свое служение лишь как заботу о практическом и полезном”.

Феномен информационного каскада впервые описан более двадцати лет назад, когда исследователи сравнили его с нарастающей цепной реакцией, в результате которой лживая информация по мере распространения превращается в коллективную веру.
А основным механизмом, провоцирующим аудиторию на определенные действия,
является нагнетание страхов и панических настроений, так как в подобном состоянии люди перестают принимать во внимание собственные ощущения и стремятся лишь подражать окружающим.

…В прошлом неизменность была идеалом. Занимался ли человек пошивом обуви или строительством кафедрального собора, все его силы и помыслы были сосредоточены на том, как сделать то, что он производит, более прочным. Он хотел, чтобы творение его рук пережило время.
Но когда все издержки производства зависят от автоматизации, вещь проще заменить, чем починить. Поэтому экономически выгоднее производить дешевые, не поддающиеся ремонту одноразовые изделия.
Технология - главная сила, лежащая в основе ускоряющего рывка. Она не только служит сама себе питательной средой, но и делает возможной все большее количество техники - не важно какой: танков, экскаваторов, ядерных ракет или систем проверки “безопасности” людей и их чемоданов.

И все чаще машины становятся для людей моделями для подражания.
К примеру, только с изобретением часов мы стали воспринимать, что день разделен на 24 равных отрезка по 60 минут каждый.
Компьютер, вырвавшийся на сцену около 1950-го года, создал представление о человеке не как об уникальной личности, а как о всего лишь взаимодействующей части более крупных систем.

Чисто информационное убийствоПри этом возрастающая скорость нарушает наше внутреннее равновесие, преобразуя сам способ переживания жизни. Внешнее ускорение превращается в ускорение внутреннее.
Возрастающие темпы перемен вынуждают нас не просто справляться с более быстрым потоком, но со все большим числом ситуаций, к которым предыдущий опыт не подходит.
А психологические последствия этого - не что иное, как взрыв.
Бурные потоки мелких информационных частиц непрестанно бомбардируют наше сознание, вызывая онемение и омертвение мыслительных способностей.
Мы не видим того, что у нас перед глазами, потому что в глазах стоят образы с экранов. Точно так же слух, травмированный грохотом рока, уже не воспринимает шелеста травы.

Информационная болезнь ведет к постоянному откладыванию “на потом” первоочередных важных дел. Почему? Потому что идет постоянный поток электронных писем, сообщений, “новостей”, предложений посмотреть что-то на том или ином сетевом ресурсе и так далее.
При переизбытке цифровой информации происходит снижение самооценки, потому что в виртуальной “реальности” всегда находится тот, кто богаче, круче и интереснее, чем мы сами. И даже если все это “счастье” всего лишь компьютерно сгенерировано, мало кто ему не поверит.

Кроме того, сбор данных не ограничивается только интернетом: он перешел практически на каждое каждое действие в“реальном мире” - от покупки продуктов до путешествий и поисков работы.
А так как все это отдано на откуп “инновационным” технологиям, то мы уже прошли точку невозврата: сегодня можно проследить повседневную жизнь любого индивида - неважно, законопослушного или нет - с помощью распознавания изображений, по мобильному телефону, кредитной карте и пользованию интернетом.
Это создает для индивида унизительное ощущение себя узником концлагеря, которое - пусть и неосознанное - вызывает тревогу и депрессию из-за реальной или вымышленной слежки.

В дивном новом виртуальном мире все можно исправить и скорректировать - убрать абзац, отфотошопить или вовсе нажать кнопку delete.
Эту возможность индивиды переносят и на реальность.
Профессор Оксфордского университета Сьюзен Гринфилд утверждает, что подобная виртуальная “возможность” лишает людей способности сопереживать другим и осознавать последствия своих действий.
“Уже 30 лет, - утверждает она, - почти столько же, сколько интернету, наблюдается спад эмпатии - умения сочувствовать и поставить себя на место другого. В результате человек уже не в состоянии правильно интерпретировать действительность”.

В блаженном виртуальном спокойствии есть и главная опасность: передавая чему-то право принимать за нас решения, мы отвыкаем мыслить самостоятельно и теряем свободу - не образно, а в прямом смысле слова. Отсутствие навыка принимать решения грозит неспособностью ставить цели, а значит, существование становится бессмысленным.
Создав мощнейшую технику, человек изменил течение своей жизни.
Но оказалось, что раньше, чем произойдет мировая война или экологическая катастрофа, может не выдержать психика.

Не менее травматично влияют на разум “высокотехнологичные” формы хранения и передачи информации. Если раньше в поисках нужных книг приходилось ездить по всему миру, то сейчас не требуется ходить даже в библиотеку, так как все книги умещаются в памяти компьютерного ящика.

“Основной закон истории - отставание человека от общества, - утверждает Михаил Эпштейн. - Возрастают диспропорции между развитием человеческой индивидуальности, ограниченной биологическим возрастом, и технологическим развитием, для которого пока не видно предела во времени. С каждым поколением на личность наваливается все более тяжелый груз знаний и впечатлений, которые были накоплены предыдущими веками и которые мы уже не в состоянии усвоить. Исчезновение самой реальности - ступени одного поступательного процесса, в котором сумма всей информации, выработанной человечеством, делается все менее доступна отдельному индивиду. Реальность не просто отчуждается или обессмысливается - она исчезает, а вместе с ней исчезает и весь человеческий опыт”.

Этот процесс идет не в арифметической, а в геометрической прогрессии, где информационно-технологическое развитие непрерывно ускоряется по экспоненте. То количество “новостей”, которые накапливались в течение всего XVI или XVII века, теперь поставляются в одну неделю, то есть темп производства информации возрастает в тысячи раз. За последние несколько лет было создано столько же эксабайт информации, сколько за всю историю человечества.
Одно только телевидение с сотнями каналов и тысячами ежедневных передач повергает индивида в интеллектуальный паралич - ведь избыток разнообразия может так же травмировать, как избыток повторяемости.
Средний человек, проводящий треть жизни (другие две трети - сон и работа) у телевизора в непрестанном блуждании от программы к программе или у компьютера в плавании по волнам интернета, может достоверно воспринимать только мелькание “данных”, но не их смысл.

Чисто информационное убийствоСовременный индивид открыт всему - но воспринимает все как поверхность, не пытаясь даже проникнуть в глубину вещей.
Но за таким поверхностным восприятием стоит травматический опыт, результатом которого является пониженная смысловая чувствительность.
Тексты, графики, экраны, мониторы - а за ними ничего нет, они никуда не отсылают. Остатки нашего разума могут сколько угодно верить, что из скачанного на смартфон приложения выедет такси или вывалится еда. Но наше подсознание говорит нам, что это фальшивка, вранье.

Это, а также отсутствие понимания и доверия создает шизофренический раскол между органами чувств, которые продолжают наполняться образами и знаками, и интеллектом, который более не впускает и не перерабатывает их.
К примеру, рука способна осязать предмет и получать адекватное впечатление о нем. Но что, если рука отморожена и потеряла всякую чувствительность? Пальцы уже не способны воспринимать действительность, но это не значит, что связь с нею утрачена. Отмороженная рука свидетельствует о реальности самого мороза, то есть той силы и причины, что ее травмировала.
Так же и моральная бесчувственность отражает ситуацию подавления чувств.

Весь этот процесс можно назвать инволюцией - то есть, свертыванием.
Индивид перестает быть представителем человечества - он становится профессиональной особью. А когда наступает пора насильственного упрощения, можно только гадать, к каким социальным потрясениям приведет информационный взрыв.

Американский изобретатель Ричард Фуллер посвятил свою жизнь изучению вопроса - есть ли у человечества шанс на долгосрочное и успешное выживание на Земле и если да, то каким образом?
- “Все известные случаи биологического вымирания были вызваны избытком так называемой специализации и лишением способности понимать. Сегодняшние политические и индустриальные силовые структуры стали надгосударственными комплексами, в то время как людей привязали с помощью паспортов к своим 150 национальным заповедникам и разделили образованием на “специалистов”, чтобы их использовать, разделять и держать в подчинении. Именно “специализация” порождает чувство изоляции, тщетности и смятения в индивидах, которые в результате перекладывают на других ответственность за мысли и действия. Только полный переход от сужающейся специализации к человеческому мышлению может повернуть вспять курс на самоуничтожение в тот критический момент, когда еще сохраняется возможность возврата”.

Ведь основные ресурсы общества - вовсе не промышленные или сельскохозяйственные, а информационные. Человечество может себя прокормить.
Но может ли оно себя понять?

Ирина Табакова

P.S. Уважаемые читатели!

Финские фашисты не ограничились закрытием счетов нашего независимого СМИ, и отобрали у нас офис и единственное жилье. Но мы по-прежнему продолжаем печатать наши статьи и готовим к печати книгу "Постгуманизм". Реквизиты для финансовой поддержки сообщим - как только откроем счет
 
Другие новости по теме:

  • Из последних сил
  • Инстинкт жертвоприношения
  • Ловушки отвлечения


  • Навигация по сайту
    Популярные статьи
  • Утраченные иллюзии

  • Архив новостей
    Апрель 2024 (1)
    Март 2024 (1)
    Февраль 2024 (1)
    Декабрь 2023 (2)
    Ноябрь 2023 (1)
    Октябрь 2023 (2)

    Информация
    editor@novosti-helsinki.com
    Издатель: 12 CHAIRS OY
    Телефон: +358 (0) 458798768
    +358 (0)404629714
    Реклама: oy12chairs@yandex.ru
    Главный редактор – Ирина Табакова.
    Специальный корреспондент- Алексей Табаков

    Название, слоган, тексты, фотографии, рекламные блоки являются объектами авторского права.
    Перепечатка и использование без разрешения редакции запрещены.
    © Новости Хельсинки. ISSN 1799-7577

    Publisher: 12 Chairs OY
    Tel.+358(0)458798768,
    +358(0)404629714
    Advertisement enquiries: oy12chairs@yandex.ru
    editor@novosti-helsinki.com
    Editor-in-chief Irina Tabakova
    Special correspondent- Alexey Tabakov

    All pictures, articles,slogans,advertisements,graphics are subject to copyright. No reprinting or reproduction is allowed without permission
    © «Новости Хельсинки». ISSN 1799-7577
    Главная страница Copyright © 2013. © «Новости Хельсинки» All Rights Reserved.ISSN 1799-7577