ГЛАВНАЯ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
ОБЩЕСТВО | БИЗНЕС | ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ | ЗДОРОВЬЕ | ДИСКУССИЯ | МНЕНИЕ | ОБЪЯВЛЕНИЯ
“В бой роковой..” 9-12-2018, 12:52 Общество
“В бой роковой..”“Работа у нас - это свобода, достойная зарплата, прогулки, фитнесс и, наконец, веселье… Вы доставляете наслаждение… это ваша миссия”… Несмотря на все эти жизнеутверждающие лозунги и на пресс-релиз, сообщающий, что даже мишленовские рестораны готовы паковать свои изысканные блюда в пропахшие гамбургерами рюкзаки, сами доставщики еды, работающие в двух хельсинских компаниях, пришли к выводу - дальше так продолжаться не может. Как говорил чайник утюгу в детском стихотворении “я больше идти не могу.” И началось…

На самом деле, протесты зрели давно. Например, когда Foodora решила “оптимизировать расходы” и ввела новую формулу оплаты труда для курьеров. В итоге, в будни час работы стал приносить на евро меньше, (в выходные - на два) а вознаграждение за каждый доставленный заказ выросло всего на двадцать центов.
В официальном письме, составленном менеджерами (сидящими на неплохом окладе) эти печальные цифры попытались нивелировать тремя солидными абзацами текста. Которые можно было свести к “возможно вам покажется, что вы станете получать меньше, но скорее всего, не будете, если поработаете как надо”.
Никто не поверил. И уже через несколько часов во всех каналах общения курьеров появились первые расчеты, показывающие, что даже если “работать как надо” месячная зарплата упадет, минимум, на пару сотен евро.
Потом взорвались те, кто предпочитал работать на своей машине вместо велосипеда. По самым оптимистичным прогнозам они теряли почти триста евро в месяц - компенсировать бензин за покрытые километры компания тоже перестала.
А учитывая, что средняя зарплата и так колебалась в пределах тысячи двухсот евро в месяц, то финансовые потери “свободных людей” оказались на границе между очень серьезными и катастрофическими.

Впрочем, в ответ на высказанное недовольство руководство Foodora еще раз указало на то, что выйдя за отметку “четыре заказа в час” вполне реально вернуться на уровень старой зарплаты, а отвезя пять пакетов - можно и вовсе начать стремительно богатеть.
Но курьеры - то есть те, кто и работает на улицах, посмотрели на свою среднюю статистику - максимум два с половиной заказа в час - и решили, что пора объединяться и начинать бороться.

Да, это отнюдь не первая подобная акция протеста, которую проводят “партнеры” Foodora в Европе. Так, испанцы и французы с ходу пару раз взяли штурмом офисы с менеджментом, итальянцы начали планировать полноценную революцию, а немцы совмещают марши и долгие беседы с профсоюзными и политическими деятелями.

Ведь несмотря на то, что название “курьеры” замаскировано толерантным и политкорректным “партнеры,” Foodora и Wolt - яркие представители (и участники) так называемой gig economy. То есть, системы “трудоустройства”, при которой большинство заданий выполняют временные сотрудники, обделенные благами своих коллег на контракте.
“Партнеры” берут заказы, следят, чтобы они были доставлены по адресу и вовремя, сами поддерживают свое средство передвижения на ходу…
Но при этом не имеют доступа ни к больничным, ни к оплачиваемым отпускам, ни даже к страховкам от несчастного случая.
Закрылся даже офис - единственное место, где курьеры могли встретиться, переодеться, попытаться починить велосипед или сходить в душ. Все это было признано неоправданной роскошью (на фоне клиентов, которые заказывают суши на соседнюю улицу - потому что снаружи морось) и закрыто.
На замену ему было предложено помещение, которое одновременно служит складом для десятков рюкзаков, курток, маек и двух насосов. Последние чудом уместились
между грудами серо-розового оснащения для доставщиков.
Потом компания справедливо решила - зачем держать такое место открытым семь дней в неделю, когда вполне хватит восьми часов? А затем “специалисты” все еще раз пересчитали и пришли к выводу -достаточно и четырех. Ведь если рюкзак порвался или у куртки перестала застегиваться молния - всегда можно прийти, когда “офис” открыт и все поменять. Правда, если что-то вышло из строя во вторник, ждать придется до следующего понедельника.

В ответ на подобный волюнтаризм “партнеры” написали жалобу, в которой объявили о необходимости возращения к старой модели оплаты, включая и возращение водителям права на компенсацию километража. Компания на это ответила введением зимних бонусов, которые - при выполнении определенного количества часов - должны якобы приблизить зарплату к прошлогодней. Но только приблизить.
Были и требования компенсации рабочих расходов. Ведь рекрутинговая реклама мотивировала будущих курьеров исключительной простотой - “ есть велосипед - вступай в наши ряды”. В процессе же выяснялось, что велосипед недостаточно просто иметь, его еще надо поддерживать в рабочем состоянии. В противном случае он будет ездить медленно и плохо.
Или не ездить вообще. А запасные детали, регулярный осмотр и закупка расходных материалов обходится активному курьеру в круглую сумму, которая полностью ложится на его небольшой бюджет. Руководство же Foodorа предложило лишь провести мастеркласс по замене спущенного колеса.

Еще одно требование - необходимость в месте, где курьеры могли бы собраться перед сменой, переодеться после нее, а в перерывах между заказами заехать и выпить чашку кофе и просто согреться. Ведь изначально такой офис был. Правда, всего в нескольких странах, где оперирует Foodora - либо в самых холодных, либо самых богатых.
Не попавшие в эту категорию довольствовались соглашениями с заправками и кафе, готовых пускать курьеров на обогрев. Впрочем, и эти соглашения осложнялись тем, что вместить даже полдюжины человек с огромными рюкзаками трудно чисто физически. Поэтому “партнеры” в Хельсинки, Турку и Эспоо в итоге остались и без офиса, и без заправок.

Кроме того, они решили, что было бы справедливо дать возможность заключить полноценный контракт тем курьерам, которые проработали “на улице” достаточно долго.
Вполне, кстати, оправданное требование. Ведь несмотря на кажущуюся простоту - бери рюкзак и езжай - доставлять заказы по адресу, а не кружить по заснеженному городу в поисках нужного поворота, ресторана или подъезда, совсем нелегко.
Впрочем, во время обсуждения именно этого момента на “международном уровне” возникло больше всего проблем. К примеру, в Бельгии и Франции немалая часть курьеров находится в этих странах не вполне легально, и получить полноценный контракт люди не могут по юридическим причинам.

Но gig economy не зря опирается на временных сотрудников. Их плюс - в теоретической возможности компенсировать качество количеством.
Первым по этому пути пошел Wolt: обучить даже сто курьеров до приемлемого уровня - задача не только небыстрая, но и по финским расценкам весьма дорогая.
Поэтому вместо ста нормально ездящих велосипедистов решено было набрать хоть каких-нибудь, но триста. В небольшом Хельсинки вроде как нельзя совершить слишком много критических ошибок.
На практике оказалось - вполне себе можно. Поэтому Wolt сделал новую ставку уже на автомобили. Да, это снижает число заказов в час, но человек с правами, скорее всего, знает, как передвигаться по городу, не попадая в беду.

А Foodora решила попросту увеличить штат. Для начала - в два раза и отменив все тестовые заезды. Поэтому сейчас, чтобы начать доставлять пиццу, нужно всего лишь просмотреть презентацию из десяти слайдов, скачать два приложения, получить униформу и вперед.
Хотя с одеждой тоже проблемы. Наступает зима, майки никому не нужны, подумал кто-то из руководства, и перестал их заказывать. Как и толстовки размера меньше L.
Поэтому все не особо упитанные курьеры, примеряя новинки, напоминают то ли детей, на которых мотается одежда старших братьев, то ли узников концлагерей.
С куртками вышло еще хуже. Прошлая партия вызвала нарекания из-за не самой удачной подшивки к рукавам, которые служили меньше месяца, после чего отрывались. Теперь все, что могло оторваться, просто убрали, но при попытке взяться за руль рукава ползут вверх, оставляя десяток сантиметров обнаженной кожи.

Все это привело к тому, что общественная компания Foodora Take Responsibility быстро начала пополняться новыми участниками. Сначала к ней присоединились фрилансеры, затем некоторые сотрудники, а когда на улицах стали все чаще и чаще мелькать розовые стикеры с сжатым кулаком на розовом фоне, к движению присоединились и обычные горожане. Маловероятно, что многие из последних отказались от удовольствия в проливной дождь получить поздним вечером суши на дом, но солидарность они проявили. Пусть и выраженную лишь в нажатии кнопки “нравится” и “поделиться” в социальных сетях.
А потом рядом с розовыми наклейками появились синие - “Rewolt”. Второй крупнейший доставщик обедов в Хельсинки также начал стремительно терять лояльность своих “партнеров”.

Основным юридическим союзником протестующих курьеров, как ни странно, стал PAM. Хотя из сотен курьеров членами профсоюза являются от силы пара десятков, юристы согласились помочь в подаче исков. В суде сегодняшние “партнеры” пытаются доказать, что подобный статус никак не отражает сути выполняемой ими работы, и в контракте они должны значиться как наемные работники, со всеми положенными бонусами.
В Испании подобные процессы были выиграны, в Германии и Бельгии - наоборот.
Однако финские курьеры стали первыми в Европе, кому удалось выступить в национальном парламенте. Что, возможно, повлияет на грядущие судебные разбирательства.

Как на это отреагируют Foodora и Wolt? В этом мнения курьеров сильно расходятся.

- Мы выдвигали почти такие же требования, - рассказывает курьер из Австралии, прокатавшийся на велосипеде по улицам Сиднея больше двух лет, - и несколько раз представители компании обещали изменения в следующем году. Но, как только поняли, что скоро дело дойдет до суда, просто свернули все операции и ушли из страны.

- Из Финляндии не уйдут, зря что ли запускали сервис в двух новых городах, - возражает на его опасения один из финских старожилов.

Ясно только одно - еда на дом из модного тренда превратилась в ежедневную реальность для тысяч жителей Финляндии, благо погода и образ жизни этому благоприятствуют.
Но вот в каком формате индустрия продолжит работу хотя бы через несколько лет - загадка. Либо международные корпорации смогут постоянно находить свежую кровь среди иммигрантов, иностранцев и просто энтузиастов, либо им на смену придут десятки небольших компаний, и малый скандинавский бизнес докажет свою состоятельность.

Алексей Табаков
 
Другие новости по теме:

  • Участники дорожного движения
  • “Сквозь дождь и ветер”…
  • Ехали обеды на велосипедах


  • Навигация по сайту
    Популярные статьи
  • Как обухом по голове
  • Утраченные иллюзии

  • Архив новостей
    Апрель 2024 (1)
    Март 2024 (1)
    Февраль 2024 (1)
    Декабрь 2023 (2)
    Ноябрь 2023 (1)
    Октябрь 2023 (2)

    Информация
    editor@novosti-helsinki.com
    Издатель: 12 CHAIRS OY
    Телефон: +358 (0) 458798768
    +358 (0)404629714
    Реклама: oy12chairs@yandex.ru
    Главный редактор – Ирина Табакова.
    Специальный корреспондент- Алексей Табаков

    Название, слоган, тексты, фотографии, рекламные блоки являются объектами авторского права.
    Перепечатка и использование без разрешения редакции запрещены.
    © Новости Хельсинки. ISSN 1799-7577

    Publisher: 12 Chairs OY
    Tel.+358(0)458798768,
    +358(0)404629714
    Advertisement enquiries: oy12chairs@yandex.ru
    editor@novosti-helsinki.com
    Editor-in-chief Irina Tabakova
    Special correspondent- Alexey Tabakov

    All pictures, articles,slogans,advertisements,graphics are subject to copyright. No reprinting or reproduction is allowed without permission
    © «Новости Хельсинки». ISSN 1799-7577
    Главная страница Copyright © 2013. © «Новости Хельсинки» All Rights Reserved.ISSN 1799-7577