ГЛАВНАЯ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
ОБЩЕСТВО | БИЗНЕС | ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ | ЗДОРОВЬЕ | ДИСКУССИЯ | МНЕНИЕ | ОБЪЯВЛЕНИЯ
По монастырскому уставу 22-02-2015, 09:36 Общество
По монастырскому уставу
Современный человек находится в постоянном стрессе. Работа, кредиты, оплата счетов, планирование отпуска, поиск квартиры, снова работа. Подобный ритм уже не воспринимается как нечто ненормальное. Да и в целом почему-то имеет право называться «жизнью». Но остались еще на земле места, где ценится не эта, в общем-то, пустая суета, а спокойствие и тишина. Где ничто не отвлекает от размышлений о смысле этой самой жизни в целом и о том, насколько бесцельно тратит этот дар большинство представителей человечества. Речь, конечно, о монастырях. И в данном случае о Ново-Валаамском, более известном в Финляндии как Valamo.

Собственно, монастырей в Финляндии всего два, оба православные (мужской и женский) и находятся недалеко от городка Йоэнсуу. Появились они здесь в не самое легкое время. Монахи Валаамского монастыря в 1939 году столкнулись со всеми ужасами мирской жизни — советско-финская война достигла их обители, и монастырь в любой момент мог попасть под бомбардировку или артиллерийский обстрел. Поэтому, пока несколько монахов готовило имущество к эвакуации, все остальное братство дождалось особо сильной метели и перебралось по льду замерзшего озера в другую часть страны. Им повезло, что на заграничных счетах церкви нашлось достаточно средств, чтобы выкупить участок земли и усадьбу Папинниеми. В ней братья обнаружили икону Сергия и Германа Валаамских, что и посчитали знамением.
Саму усадьбу заняли монахи, к которым позднее присоединились беженцы из другого монастыря, а стены двух амбаров послужили основой для храма. Так началась история Нового Валаама.

Мы прибыли сюда тоже в разгар зимы. Но вместо одинокой усадьбы, нас встретила довольно большая стоянка, даже в феврале занятая десятком машин. Ведь оказавшись в мире победившего капитализма, монастырю пришлось озаботиться поиском источника доходов: таких богатых «спонсоров», как у русской православной церкви, у финской нет. И, если до конца семидесятых годов еще вполне можно было обойтись натуральным хозяйством, то сейчас ситуация несколько иная. Монастырю пришлось даже выбрать финансового директора, то есть, казначея, а также создать отдел маркетинга. В последнем, правда, работает вольнонаемная дама — заниматься рекламой и «продвижением» не совсем все-таки монашеское дело.

Первое «предприятие» для монастыря достаточно традиционно — винодельня. Во все времена монахи умели и любили производить этот напиток, а достаток свободного времени позволял подойти к процессу изготовления вполне творчески. Не имея возможности выращивать виноград в условиях севера Финляндии, местные монахи обратили внимание на ягоды. Малина, земляника, ежевика, крыжовник, костяника и черника всегда росли в немалом количестве вокруг монастыря. А черная, белая и зеленая смородина вскоре заняли собой целые поля (которые больше не приходилось засеивать всякими полезными и необходимыми злаками). Сейчас летом ягод настолько много, что собирать их приходится с помощью машин.
Зато и количество продукции составляет сотни тысяч литров ежегодно. Однако для развития бизнеса пришлось пойти на небольшую хитрость. Формально сбором ягод занимается одна компания, которая затем продает их другой, а та, в свою очередь, и занимается производством вина. На практике все делается в самом монастыре, который по закону не может быть предпринимателем. Зато теперь, уладив все юридические вопросы, он планирует весной начать производство собственного виски для рынков России и Китая, где еще не так много конкурентов.
Пока же в монастырской лавке можно купить, например, сухое валламское белое (из белой, естественно, смородины), синее полусухое, десертное, и выдержанное в дубовых бочках валаамское красное (черная смородина, клубника, малина,) а также несколько видов игристого, сделанного из костяники, крыжовника, морошки или, опять же, из смородины разного цвета. Еще здесь производится ликер — черничный и медовый — но попробовать его можно только в трапезной: по финскому закону в магазине нельзя продавать алкоголь крепостью больше пятнадцати градусов.
Занимается этой полезной (и, наверное, очень приятной) обязанностью монах отец Андрей с всего лишь одним помощником. В его послушание (именно так называется работа на благо монастыря) входит наблюдение за всем процессом производства: правильно ли идет ферментация, не добавить ли сахара, не пора ли разливать в бочки красное вино или ликер... А если учесть, что именно в Valamo производится церковное вино абсолютно для всех приходов Финляндии, а не только православных, то ответственность на монахе лежит серьезная.

Что касается кухни, то, несмотря на некоторый аскетизм, готовят здесь вполне вкусно.
Причем одинаково как для монахов, так и для паломников. Или простых туристов. Мы, например, ели капусту, квашеную по- монастырски, говядину, запеченную с грибами, курицу в соусе типа карри, рыбные и мясные котлеты, жареную семгу и ряпушку, гречневые оладьи с пятью видами соусов, в том числе и на основе икры, гарнир из перловой крупы с грибами и овощами, маленький фермерский картофель, а на десерты — тушеные яблоки в ванильном соусе и блинчики с малиновым вареньем. Хотя в пост пришлось бы довольствоваться лишь овощами.
Трапезная работает с половины восьмого утра до шести часов вечера (по пятницами и субботам до девяти) в режиме шведского стола. На завтрак — салаты, сыр, овсяная каша, хлопья, ну и, конечно, кофе и несколько вариантов чая. С половины двенадцатого накрывается ланч, который плавно перетекает в ранний ужин — до 18 часов. Потом можно купить бутербродов или булочек уже за дополнительную плату.

Кстати, туризм в последнее время стал основным источником дохода. Ежегодно сюда приезжают десятки тысяч паломников из разных стран, а так же огромное количество обычных посетителей. Поэтому вариантов для размещения несколько. Сами монахи живут в кельях. Эта территория считается частной, в связи с чем посмотреть и сфотографировать нам разрешили только «историческую» келью, расположенную в здании старой церкви.
«Трудники» - то есть те, кто приезжает на пару недель поработать за кров и стол — селятся в гостевых домиках: в комнатах на пару-тройку человек и удобствами в коридоре. Как правило, они живут на втором этаже.
А на первом — туристы, выбравшие бюджетный вариант. Для остальных — уже в другом здании — есть двухместные номера, с душем, туалетом, подогреваемым полом и даже выходом в Интернет. Но так как это все-таки монастырь, то никаких телевизоров, радиоточек и прочих светских развлечений не предусмотрено. По этой же причине здесь настоятельно рекомендуется соблюдать тишину, поэтому шумных компаний, бурно отмечающих какое-либо событие, здесь не встретишь. Лишь иногда из-за чьей-то двери можно услышать пение псалмов или увидеть выходящего из соседнего номера монаха, приехавшего из ближайшего прихода для участия в собрании православного братства.

Главное, что может здесь получить человек, далекий от религии — чувство покоя. Даже пригороды Хельсинки начинают казаться чрезмерно шумными по сравнению территорией монастыря. Скрип снега зимой, пение птиц и плеск воды летом, да звон колоколов— единственное, что слышно в течение дня.
Собственно, источников для посторонних звуков тут просто нет — с одной стороны находится озеро, с другой - километры довольно первобытного леса. Зимой подобное местоположение сильно ограничивает перемещения — чтобы обойти территорию монастыря хватает пятнадцати минут, а за его границами на другом берегу озера есть только кладбище. По традиции - с обязательной одной вырытой пустой могилой: для напоминания о всего лишь временном пребывании любого человека на этой земле. И, кстати, хоронят здесь не только монахов, но и местных жителей, которые, во-первых, изъявили такое желание, и, во-вторых, имели при жизни какое-либо отношение к монастырю.

Обычно в Valamo приезжают всего на несколько дней, стараясь попасть на выходные. Дольше оставаться в монастыре не особо верующему, наверное, нелегко: прежде всего, из-за однообразия. Тем не менее, найти занятие на целую, например, неделю вполне возможно. Летом отправиться за грибами в окрестные леса или же заняться рыбалкой. Из нынешнего братства никто ей не увлекается, так что, говорят, рыбы в ближайшем озере развелось немало. Зимой же остается кататься на традиционных финских санках, которые монахи иногда используют для быстрого передвижения от кельи к храму или трапезной.

Многие добираются сюда и с образовательными целями. Открытая народная академия при монастыре предлагает десяток платных курсов, начиная от изучения основ православия и заканчивая иконописью. Последний длится почти неделю и обойдется в пятьсот евро с включенным проживанием и трехразовым питанием.

Что же до непосредственно монахов, среди которых даже есть один француз, то большую часть дня они проводят за молитвами и богослужениями, в чем, собственно, и состоит их основная обязанность. Во время экскурсии на местном кладбище нам показали могилу одного из прежних обитателей, который настолько рьяно относился к этим самым обязанностям, что начинал каждый божий день свою первую молитву в половине третьего ночи. А поскольку был он глуховат, то напевал ее так громко, что никто из соседей спать уже не мог.
Все монахи принимают несколько довольно строгих обетов. Один из которых — отказ от богатства, да и вообще любого имущества. Конечно, у них есть небольшой счет в банке — в Финляндии даже обитателям монастыря без него не обойтись — куда каждый месяц перечисляется весьма незначительная сумма для покупки мелочей, типа, например, носков.
Кстати, без разрешения монахи могут выйти за пределы монастыря только до ближайшего магазинчика. Все остальное — даже часовая поездка в аэропорт — только с благословения настоятеля.
Зато раз в год им положен недельный «отпуск». В принципе, провести его можно где угодно и как угодно. Но только один из обитателей как-то раз выбрал Испанию, поехав туда как обычный турист. Большинство же предпочитают путешествовать по монастырям, расположенных в других странах Европы. Или же не уезжать совсем. Ведь по признанию жителей Valamo они с детства стремились стать монахами, именно здесь нашли свое призвание и считают свой монастырь лучшим местом на земле.

Кстати, здесь же осуществлена и мечта отца Федора из романа Ильфа и Петрова — маленький свечной заводик. Настолько маленький, что обеспечивает продукцией только сам Ново-Валаамский монастырь. Хотя и это, по словам казначея, снижает нагрузку на бюджет.

Зато в женском монастыре Lintula, всего в 18 километрах от Valamo, аналогичный заводик уже гораздо больше. Он производит свечи для всех приходов Финляндии - причем не только православных - и в зимнее время является основным источником доходов. А летом здесь тоже ждут туристов и готовы предложить еще больше тишины и покоя. Домики для гостей попроще, но зато и стоят что-то около двадцати евро в сутки.
А летом между этими двумя обителями курсирует кораблик под названием Sergei.

Как добраться
Паломников и «групповых» туристов в Valamo привозят специальные автобусы, причем даже из Петрозаводска или Санкт- Петербурга. «Одиночкам» лучше всего добраться на своей машине. Или — как вариант — на автобусе из Хельсинки, который останавливается прямо у монастыря. Правда, едет он довольно долго — более шести часов, да и билет на него не дешев — сто с лишним евро в одну сторону. Поэтому мы выбрали самолет, который за даже чуть меньшую сумму довезет вас туда и обратно. Но только до аэропорта Йоэнсуу. Оттуда придется ехать на такси — около 140 евро. Если же хотите сэкономить, то можно добраться до города на маршрутке (4,50 евро), оттуда на поезде до местечка Хейнавеси, а оттуда опять же на такси. Стоить это будет гораздо дешевле, так как до монастыря останется всего 10-15 километров. Еще можно подгадать рейс таким образом, чтобы успеть попасть на автобус — ходит он всего несколько раз в сутки.
Да, аэропорт в Йоэнсуу совсем крошечный, прилетает туда всего несколько маленьких самолетиков в день, поэтому жизнь начинается только за час до их прибытия или отправления. Мы этого не знали, приехали за два с половиной часа... и оказались в 10 градусный мороз перед закрытыми дверями в абсолютно пустынном поле. Замерзнуть окончательно нам не дала буфетчица, которая была единственным живым человеком во всем аэропорту. Впустила она нас, кстати, через дверь подсобки: автоматические двери должны были начать открываться-закрываться лишь через полтора часа. К этому же времени начали подтягиваться пассажиры и немногочисленные таксисты.

Алексей Колесник

Дополнительная информация и предварительное бронирование на сайте
www.valamo.fi
или по телефонам +358 (0)17-570 111,+358(0)44 425 9227, + 358 (0)44 425 9228
По монастырскому уставу
По монастырскому уставу
По монастырскому уставу
 
Другие новости по теме:

  • Erst die Arbeit
  • Там, среди кокосов
  • Летом в Финляндии


  • Навигация по сайту
    Популярные статьи
  • Утраченные иллюзии

  • Архив новостей
    Апрель 2024 (1)
    Март 2024 (1)
    Февраль 2024 (1)
    Декабрь 2023 (2)
    Ноябрь 2023 (1)
    Октябрь 2023 (2)

    Информация
    editor@novosti-helsinki.com
    Издатель: 12 CHAIRS OY
    Телефон: +358 (0) 458798768
    +358 (0)404629714
    Реклама: oy12chairs@yandex.ru
    Главный редактор – Ирина Табакова.
    Специальный корреспондент- Алексей Табаков

    Название, слоган, тексты, фотографии, рекламные блоки являются объектами авторского права.
    Перепечатка и использование без разрешения редакции запрещены.
    © Новости Хельсинки. ISSN 1799-7577

    Publisher: 12 Chairs OY
    Tel.+358(0)458798768,
    +358(0)404629714
    Advertisement enquiries: oy12chairs@yandex.ru
    editor@novosti-helsinki.com
    Editor-in-chief Irina Tabakova
    Special correspondent- Alexey Tabakov

    All pictures, articles,slogans,advertisements,graphics are subject to copyright. No reprinting or reproduction is allowed without permission
    © «Новости Хельсинки». ISSN 1799-7577
    Главная страница Copyright © 2013. © «Новости Хельсинки» All Rights Reserved.ISSN 1799-7577