ГЛАВНАЯ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
ОБЩЕСТВО | БИЗНЕС | ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ | ЗДОРОВЬЕ | ДИСКУССИЯ | МНЕНИЕ | ОБЪЯВЛЕНИЯ
“Слушаюсь и повинуюсь” 29-09-2019, 19:20 Бизнес
“Слушаюсь и повинуюсь”Понятие “gig” зародилось почти сто лет назад. Так называли концерт любительского ансамбля, который проводился на улице или клубе - без всякого расписания, по желанию артистов. При этом сборов за день хватало на несколько недель, а порой и месяцев. Про сегодняшний “gig” этого, к сожалению, сказать нельзя. Способ трудоустройства, когда человек работает на большую компанию, платит налоги, но не имеет медицинского страхования, минимальной зарплаты, пенсионных накоплений и даже количества смен, особо прибыльным не назовешь. Да и несмотря на то, что новый тренд охватывает все больше видов деятельности, никаких точных данных - сколько людей заняты в современном “gig,” экономисты не имеют. Лишь примерно известно, что в Uber числится два миллиона человек, в других подобных сервисах - типа доставки еды - только в Великобритании около пяти миллионов… Причем любого можно легко уволить и тут же заменить. Ведь для современных “gig” работников главный начальник - смартфон.

Uber, Yandex, Foodora и прочие извозческо-курьерские службы завлекают к себе слоганами типа “езди с нами и ты выиграешь”, предлагают гибкий график, достойный заработок и свободу. Хотя по крайней мере последней там точно нет.
Ведь то, что сейчас называется “gig” экономикой, было бы в принципе невозможно без современных компьютерных технологий. У “инновационных фирм” нет ни зданий, ни оборудования, ни даже денег. Их единственный актив - алгоритм, а средство коммуникации - мобильное приложение.
Поэтому весь трудовой процесс базируется на алгоритмических принципах - шаблонности, однообразии операций, общении с клиентами и другими участниками процесса при помощи стандартных интерфейсов через голосовые (текстовые) сообщения. Провозглашая, что подобный алгоритмический менеджмент “создает новые вакансии, делает сервис лучше и дешевле, дает прозрачность и честность на рынке труда”, на самом деле все эти фирмы-посредники лишь пользуются безвыходной ситуацией, в которой сейчас оказались очень и очень многие.
Да и осуществлять тотальный контроль через приложение на смартфоне дешевле и легче, чем тратить на это человеческий ресурс. Алгоритм просчитывает и регулярно высылает “свободным работникам” их персональные оценки за месяц, где включено время принятия заказа, количество минут до ресторана, потом до клиента, опоздания и не явки на смену.

Впрочем, для кого-то хорошего в этом столько же, сколько и плохого.
К примеру, у финских отделений сервисов по доставке еды сотрудников в штате чуть больше, чем у среднего ресторана. Компания, занимающаяся уборкой квартир, снимает офис, в котором еще не так давно постеснялась бы поселиться небольшая юридическая фирма. Корпорация, обеспечивающая работниками десятки ресторанов, баров, строек и домов престарелых, состоит из трех комнат и пяти адресов email на все случаи жизни.
А тысячи людей, которые выполняют всю работу, именуются партерами, участниками или членами команды.

Финляндия всегда считалась страной, где уволить сотрудника практически невозможно. Не важно, плохо ли он выполняет свои обязанности, стал ли лишней нагрузкой на бюджет или “эффективные менеджеры” уже нашли ему замену где-нибудь в Индии или на Филиппинах. Многие боссы с этим смирились и в лучшем случае пытались дотянуть работника до высот соответствующей квалификации. Либо просто продублировать его позицию интерном, который за зарплату в три раза меньше будет делать все то же самое. А там, гляди, боссам и на пенсию пора.

Но компаниям, которые хотят получать прибыль как можно быстрее, это не подойдет. Можно, конечно, нанять триста уборщиков, а потом выяснить, что половина из них приносит еще больше грязи. Это неприятно.
Но оказаться в ситуации, когда эти полторы сотни нечистоплотных нельзя уволить прямо здесь и сейчас, для их бизнеса - смертельно.
Зато контракт с “партнером” вполне допускает прекращение деловых отношений одним письмом.

… Когда на улицах Хельсинки появились передвижные стенды, сообщающие, что 16 евро в час за уборку - это только начало головокружительной карьеры, от желающих попробовать себя в наведении чистоты отбоя не было. Причем среди кандидатов были отнюдь не безработные, иммигранты или провинциалы, рванувшие в Хельсинки за лучшей жизнью.

К примеру, Артем последние пять лет работает в одной из тех финских компаний, что еще пытаются завоевать новые европейские и азиатские рынки.
Его обязанности заключаются в том, чтобы менеджеры корпорации, которым до приставки “топ” остается, минимум, пару лет, заключали сделки с менеджерами из других корпораций. Они, в целом, и так справились бы - у каждого есть по крайней мере один личный ассистент, специалист, отвечающий за их логистику (отправляясь в Токио менеджеру достаточно выйти из квартиры - остальное за него уже сделано) и координатор. Но от лишней помощи они все равно не отказываются.
Со стороны должность Артема выглядит привлекательной (особенно, постоянный контракт). В реальности - противна до невозможности.
Поэтому пару месяцев назад он нашел дополнительный приработок - два дня в неделю убирает чужие квартиры. Не ради денег, а ради собственного достоинства - как это ни странно звучит в отношении уборщика.
- За неделю я получаю список смен, выбираю нужные, а потом беру спортивную сумку и отправляюсь на задание. Во время которого меня никто не контролирует, не просит писать отчеты, потом отчеты на отчеты, не решает, что гостиную обязательно нужно убирать с западной стороны на восточную, а после завершения уборки мне не надо сидеть еще три часа. Понимаю, что звучит, наверное, глупо, но впервые за все эти годы я вижу, что моя работа приносит пользу. Но и эксцессов хватает. К примеру, при заключении контракта отдельным пунктом всегда идет работа в помещении с домашними животными.
Небольшая собака, кот, хомячки вроде ни коим образом не мешают уборке. Чаще всего, они просто уходят в другую комнату при появлении незнакомца. Но однажды в частном доме, в районе где расположились посольства ведущих мировых держав, меня встретил волкодав. Я успел разобрать сумку с моющими средствами, обернулся… а он стоит. Ростом мне чуть ли не по грудь, тяжелее раза в два. Молчит и смотрит.
По коридору и кухне пес позволял мне ходить спокойно, правда, беспокоился, когда я сдвинул его миску-корыто. Но вот в спальню путь оказался закрыт. Как только я приближался к двери, волкодав вздыбливал шерсть и начинал рычать. После второго рыка мне пришлось отступить и срочно звонить в службу поддержки. Там в первую очередь уточнили - не пытался ли пес меня разорвать, покусать или перегрызть горло. Узнав, что пока нет, попросили побыть у двери, пока они свяжутся с хозяевами квартиры. Тридцать минут я стоял, смотрел собаке в глаза, стараясь не открывать рта. В голове почему-то крутился прочитанная еще в детстве книга - волк не нападет, пока не увидит твои зубы.
Потом пришли хозяева и сообщили, что их питомцу в спальню заходить нельзя. Поэтому, видимо, он не пускает туда незнакомцев - завидует.
Кстати, уборочная компания имеет страховку для клиентов - в случае если в квартире что-нибудь разобьется или будет украдено. Но вот сам уборщик за полученную на производстве травму будет платить из своего кармана. Ровно как и пенсионную страховку или отчисления в фонд, отвечающий за пособия по безработице.

На самой границе между gig и традиционным трудоустройством зависли крупные рекрутинговые компании. Последний год стал для них эпохой поглощений и слияний, когда агентства, помогающие найти работу строителям, переезжали в офис к тем, кто ищет позиции для официантов, и вместе они вступали в борьбу за медсестер и сварщиков.

Считается, что для отдельного человека взлет gig экономики - огромный плюс. Ведь чтобы развивать нереализованные навыки и умения, нужен только смартфон. А если добавить к этому смекалку, эффективность, то зарабатывать можно даже намного больше, чем состоя в штате компании.
В первую очередь, из-за снятия с плеч работодателя заботы о многочисленных страховках, отпусках и больничных. А заодно и лимита на количество рабочих часов. Например, почтальон, доставляющий корреспонденцию и утренние газеты в качестве наемного работника, может рассчитывать на 8-11 евро в час. Еще пять - заплатит работодатель в качестве отчислений.
Почтальон-партнер везет свой груз в такой же форменной куртке (правда, совсем другой компании) уже за 15 евро в час. И при этом не ограничивается 37,5 часами в неделю. Хватит сил сидеть за рулем или крутить педали десять часов каждый день? Без проблем, добро пожаловать. Алгоритм присвоит такому работнику наивысший рейтинг и позволит набирать еще больше смен. А учитывая бэкграунд “gig” работников (в основном, это иммигранты, которые вынуждены кормить не только себя, но и семью ) обе стороны остаются довольны друг другом.

Но чем дальше, тем больше абортгенов начинают посматривать в сторону “работы без босса”. К примеру, многочисленные электронные скутеры, заполонившие Хельсинки, очень быстро перешли на аутсорсинговую зарядку. Компания-владелец предлагает любому желающему скачать очередное приложение и отправиться в город - собирать окончательно потерявшие энергию самокаты. Их необходимо зарядить, сфотографировать штрих-код и получить свое евро (или больше) за каждый наполненный электричеством аккумулятор. 60 евро за ночь - вполне неплохой источник дополнительного заработка.

В Финляндии приложение в смартфоне - не только основной инструмент “деятельности”. Клиентам с ним тоже проще. Например, в ресторанной сфере постоянно приходится сталкиваться с некоторой робостью посетителей. Беспокоить официанта лишний раз финнам не хочется, а если уж сервис чем-то серьезно не угодил - отзыв проще оставить в интернете, а не вступать в конфликт лицом к лицу.
Поэтому пришедшая пару лет назад в Турку, а затем в Хельсинки франшиза, позволяющая заказывать любое блюдо или напиток в ресторане через приложение, сразу нашла своих поклонников. При входе в заведение посетителя просят его скачать, дают специальный код и зарядку - чтобы заказы не прерывались. Как только салат готов и джин с тоником налит в стакан, приходит оповещение - тогда можно самостоятельно идти забирать заказ. С баром, правда, сложнее. После двух-трех коктейлей даже финнов тянет поговорить. Но бармен, выполняющий роль психолога, священника и жилетки, становится недоступен - ему тоже нужно следить за приложением.

Что до неограниченного никаким трудовым договором количества смен, то разумеется, можно возразить - человек сидящий за рулем десять часов подряд, не просто теряет эффективность, но и становится угрозой для окружающих. Уборщик, приводящий в порядок седьмую квартиру за день, создает грязи не меньше, чем убирает.
Да и повар, к субботнему вечеру отпахавший семьдесят часов в трех разных ресторанах, может ненароком пропустить сообщения об аллергии, указанное в заказе.
Впрочем, это пока возражения лишь клиента - пользователя услуг того или иного приложения. Компания-владелец алгоритма и “партнер” выступают плечом к плечу.
Если я хочу в этом месяце отработать 250 часов и заработать семь тысяч евро, то это мое полное право.
И, в общем-то, это справедливо. Наверное, поэтому страшный случай, когда доставщик еды упал замертво, поразил всех - кроме самих доставщиков. А желание властей ограничить количество рабочих часов в сутки их прямо-таки возмутило.

Впрочем, для такой маленькой страны, как Финляндия, самая радикальная форма gig экономики, наверное, единственный вариант вернуться на международные рынки и получить возможность вести на них конкурентную борьбу.
Хотя трудовой кодекс, парламент и профсоюзы будут до последнего оберегать работника от выхода за рамки социального благополучия.
Даже если он сам от него осознано отказывается. Не от хорошей жизни, разумеется.

Алексей Табаков
 
Другие новости по теме:

  • Системный подход
  • “Сквозь дождь и ветер”…
  • Работник не волк


  • Навигация по сайту
    Популярные статьи
  • Что недоступно мудрецам…
  • Как обухом по голове

  • Архив новостей
    Март 2024 (1)
    Февраль 2024 (1)
    Декабрь 2023 (2)
    Ноябрь 2023 (1)
    Октябрь 2023 (2)
    Сентябрь 2023 (1)

    Информация
    editor@novosti-helsinki.com
    Издатель: 12 CHAIRS OY
    Телефон: +358 (0) 458798768
    +358 (0)404629714
    Реклама: oy12chairs@yandex.ru
    Главный редактор – Ирина Табакова.
    Специальный корреспондент- Алексей Табаков

    Название, слоган, тексты, фотографии, рекламные блоки являются объектами авторского права.
    Перепечатка и использование без разрешения редакции запрещены.
    © Новости Хельсинки. ISSN 1799-7577

    Publisher: 12 Chairs OY
    Tel.+358(0)458798768,
    +358(0)404629714
    Advertisement enquiries: oy12chairs@yandex.ru
    editor@novosti-helsinki.com
    Editor-in-chief Irina Tabakova
    Special correspondent- Alexey Tabakov

    All pictures, articles,slogans,advertisements,graphics are subject to copyright. No reprinting or reproduction is allowed without permission
    © «Новости Хельсинки». ISSN 1799-7577
    Главная страница Copyright © 2013. © «Новости Хельсинки» All Rights Reserved.ISSN 1799-7577