ГЛАВНАЯ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
ОБЩЕСТВО | БИЗНЕС | ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ | ЗДОРОВЬЕ | ДИСКУССИЯ | МНЕНИЕ | ОБЪЯВЛЕНИЯ
«Если дорог тебе твой дом» 17-04-2023, 22:47 Общество
«Если дорог тебе твой дом»Люди созданы природой так, чтобы воспринимать даже простые объекты как разумные существа, способные испытывать ненависть или любовь. Именно наше первое – мгновенное - впечатление автоматически делает вывод о том, что они из себя представляют. Многоэтажные гетто мы называем «бетонным адом», унылые колонны «новостроек» – монстрами, ульями или складами для биотоплива. Мы не сможем игнорировать эти впечатления, даже если захотим.

- «Когда психиатры изучали картинки домов, нарисованные пережившими ужасы нацистской оккупации детьми, они описывали эти изображения как вытянутые, узкие и лишенные выразительных деталей. - пишет нейробиолог Колин Эллард в исследовании «Среда обитания». - Из-за рядов бетонных плит, разделенных узкими проходами, мемориалы жертвам концлагерей кажутся мрачными и безнадежными. А когда еще кругом черные заборы с намотанной сверху колючей проволокой, то в душе человека поднимаются волны страха, тревоги, тоски и одиночества – то, что постоянно чувствовали заключенные. Но именно так выглядит большинство современных мегаполисов.
То, что тип застройки воздействует на чувства, а чувства – на желания, известно с давних пор. Однако до сих пор эта взаимосвязь сильно недооценивалась. Недавние исследования доказывают гораздо более тесные взаимоотношения нашей внутренней сущности и окружающих сооружений. Делается ли это намеренно или случайно, но форма зданий и их расположение заставляют нас чувствовать и - как следствие – поступать».

Что происходит с людьми, когда они видят целые кварталы, где нет ничего, кроме тротуара под ногами, отвесной стены «новостроек» с одной стороны и бесконечного потока сигналящих машин с другой?
Они недовольны – потому что скучают.
А как насчет накопленного эффекта от ежедневного погружения в угнетающую среду?

Психологи интересовались скукой на протяжении долгого времени. И хотя еще не дали ей определения, признаки хорошо знакомы всем: ощущение неумолимо медленного хода времени, отвращение, зевота. И одновременно– суетливые движения с беспокойством.
Именно скука сопровождается состоянием повышенной возбудимости и в итоге стрессом. Даже недолгого пребывания в этом состоянии достаточно, чтобы в химическом составе мозга и всего организма произошли изменения.

Где бы мы ни находились: дома, на работе, в различных учреждениях, учебных заведениях или местах отдыха, мы ежедневно взаимодействуем с застроенной средой.
С самых древних времен мы осознаем ту власть, которую строительная конструкция имеет над нашими чувствами.
И отправляемся в какое-нибудь место именно потому, что хотим ощутить его влияние – в красивый собор, например.

Научные исследования подтверждают: созерцание чего-то величественного – усыпанного звездами неба, бездны каньона или замков – существенным образом влияет на восприятие мира, отношение к ближним и даже на то, как мы ощущаем ход времени.
Так, в здании суда мы видим высокие потолки, богатую отделку, массивные колонны. Все это создает у нас ощущение собственной незначительности перед «авторитетом власти».
Религиозные сооружения умышленно спроектированы таким образом, чтобы заставить смотреть на их верхнюю часть, которая, кажется, теряется в облаках.
Cегодняшние же «государственные учреждения», напротив, настолько невыразительны, что вгоняют прохожих в тоску.

В шоппинг центре мы оказываемся в том особом, почти гипнотическом состоянии, для которого характерны пониженная сопротивляемость и ослабленный самоконтроль.
И это тоже «заслуга» застройки. В торгово-развлекательных комплексах коридоры часто имеют извивистую форму, и ряды магазинов соединяются под непрямым углом. А так как человек от природы питает слабость к плавным контурам, то ласкающие взор изгибы вызывают приятное чувство предвкушения, создавая тот же эффект, что используется в казино и на скотобойнях. Эти уловки призваны вызвать у покупателя особое психическое состояние, которое маркетологи называют запрограммированной дезориентацией.

Врачи давно заметили, что пациенты больниц, видящие за окном траву и деревья, быстрее выздоравливают и меньше нуждаются в обезболивающих препаратах, чем те, кто смотрит на бетон и асфальт. Да и целая лавина исследований за последние 30 лет лишь подтвердила то, что большинство из нас чувствуют: природа лечит, ободряет, восстанавливает силы.
Нас инстинктивно влечет к среде, которая давала нашим предкам жизнь. Поэтому люди, живущие среди красивых пейзажей лучше защищены от определенных видов психических патологий. (При этом электронные заменители - вид той же самой красивой картины на мониторе - никак не помогает ощутить признаков восстанавливающего эффекта).
Зато огромные сооружения из бетона, стекла или стали с четкими контурами действуют так, что люди теряют равновесие и ориентацию. Расстройства, связанные с тревожностью, чаще всего развиваются в городской среде. Ведь помимо хаотичного потока гудящих машин и избыточного шума, на психику очень сильно влияет однообразие всего – начиная от унылых детских площадок с «правилами пользования» до высоченных столбов «элитных новостроек».
Воздействие когнитивистики и биологии на ощущения людей еще никогда не было таким тонким и изощренным, как сегодня. Но у нас нет ни времени, ни желания анализировать подобные реакции и добираться до их сути.

Чтобы понять, почему городские пейзажи стали так угрожающе скучны, достаточно постоять на любой улице всего пару минут. Люди теперь смотрят не на то, что их физически окружает – а вниз, на экраны смартфонов.
Их не заботит, как выглядит мир вокруг, потому что они не обращают на него внимания.
«Инновационные» цифровые технологии вывели на первый план виртуальный суррогат. Даже спинки сидений в транспорте теперь приспособлены к постоянному наклонному положению вперед, а на вокзалах и аэропортах установлены ряды розеток с надписью - «зарядись».

«Если дорог тебе твой дом»Но когда мы погружаемся в картину из пикселей на экране, то по сути оказываемся внутри компьютера, выходим из физического мира и отдаемся во власть программы.
GPS-датчики не дают нам заблудиться, но становятся очередной преградой для живого общения.
Многочисленные камеры видеонаблюдения запечатлевают выражение лица, взгляд, оценивают частоту пульса и дыхания, температуру тела. Следя за «безопасностью», они разрушают нашу способность сосредоточиться.
Пиликающие, мигающие и даже «говорящие» сигналы светофоров, постоянные «предупреждения», раздражающие блики рекламы, инсталляций, композиций и прочих сооружений «ради украшения города» истощают наши когнитивные ресурсы.
«Умные» термостаты и «умные» фонари оценивают температуру и освещенность, регулируя отношения между людьми и окружающей средой.
Поезда, автобусы и трамваи приходят в соответствии с электронными табло.
Но остались ли еще места, куда нам хочется на них поехать?

При этом устройства обещают нам еще больше «комфорта и заботы». Машины станут ездить сами по себе, багаж будет сам себя паковать, таблетки - знать, когда их нужно принимать, а вилки запомнят скорость, с которой мы едим.
Уже сейчас можно научить «интерактивный дом» следить за нашим самочувствием и соответственно менять интерьер.
Нервничаете? Устройство тотчас приглушит освещение, перенесет на вечерний пляж и убаюкает плеском волн в лучах закатного солнца. А когда нужен драйв, то включит свет на полную яркость, взбодрит «видом» людной городской площади и приготовит кофе.

Но получив такую круглосуточную обслугу, освобождающую от всех обязанностей, как мы распорядимся обретенной свободой? Легкость, с которой мы передаем «инновационным» технологиям важнейшие функции того, что является человеческими качествами – очень серьезный повод для беспокойства.

«Если дорог тебе твой дом»Кроме того, за легкодоступный суррогат всегда взимается дополнительная плата – и отнюдь не деньгами.
Еще в самом начале внедрения «инновационных» технологий Айзек Азимов писал:
- «Разве электронная машина – компьютер – не может уничтожить суть человека, наш мозг и душу, не тронув при этом тела, которые остаются в целости, сохранности, тепле и уюте? Слишком легко и быстро компьютеры помогают решить рутинные проблемы, а мы все чаще принимаем их решения с унизительной покорностью».

Но что произойдет, когда мы столкнемся с нестандартной ситуацией? Что, если привыкнув к «замечательной виртуальности», мы будем настолько сбиты с толку, что не сможем разграничить реальный мир и его суррогат?
Вдруг мы не сможем больше выполнять обычные действия в физическом пространстве, потому что забудем, что оно ограничивает наши движения и активность?

На протяжении тысячелетий основным средством воздействия зданий на человеческое поведение оставались стены – деревянные, каменные, кирпичные или бетонные. Они ограничивают передвижение и закрывают обзор, обеспечивают приватность и защиту, а заодно избавляют от лишней когнитивной нагрузки, связанной с наблюдением за чужаками.
Еще какие-то 100 лет назад все психологические эффекты застроенной среды создавались за счет вида замкнутых пространств, получавшихся в результате возведения стен.
Но сейчас они обросли всевозможными сенсорными элементами, которые в отличие от реальных стен, могут возводиться и перестраиваться за секунды. В итоге окружающий мир превращается в некую комбинацию реальности и электронного суррогата.

Внутреннее устройство современных зданий также отошло от архитектуры. Если в нормальном жилье подразумевалось комфортное и естественное разделение интимных пространств (спальня, душевая) и публичных зон (гостиная), то с развитием «высоких» технологий эти отдельные пространства превратились в безликие open space.

…Куда бы мы ни шли и что бы ни делали, получаемые при этом впечатления воздействуют на мозг и нервную систему. В окружении бесконечных невыразительных фасадов мы быстрее шагаем и реже останавливаемся. Подобные постройки категорически не нравятся нам, потому что в них нет увлекательности. Если бы бетонные монстры были сделаны в виде горгулий, химер и драконов, нам было бы пусть и страшно, зато хотя бы интересно. А от одинаковости нас тошнит.

«Если дорог тебе твой дом»Связь психики и тела – поз, движений и физических показателей – необходима не только для формирования эмоций, но и для мышления.
Когда мы гуляем по лесу, вглядываемся в листву у себя над головой, наблюдаем за тем, как ветер шевелит кроны деревьев, слушаем пение птиц и шорох собственных шагов, то получаем наслаждение не только от красоты, но и от осознания, что в данный момент времени эти ощущения только наши - личные. Поэтому они так ценны.
В отличие от «переживаний», сшитых в чипах.
Мы – люди - не просто универсальные приспособления, которые нужно правильно подключить к устройству большего размера.

Хорошие архитекторы утверждают, что город должен быть устроен таким образом, чтобы среднестатистический пешеход встречал новое интересное место примерно каждые пять секунд. Ведь мы постоянно ищем более высокие уровни сложности, беспорядка и новизны в окружающей среде. И в этом не отличается от других животных. К примеру, даже в самом простом лабораторном лабиринте повторно проходящие испытание крысы, дойдя до развилки, поворачивают не туда, где они уже побывали.

В стремлении же к все большему «комфорту» мы не знаем, как двигаться, куда идти и даже куда смотреть, превратившись в нейробиологические машины, запрограммированные на то, чтобы по максимуму производить и потреблять.
И если мы покорно принимаем унылые здания и города, скатываемся в апатию, пожимая плечами, то получаем результат, которого заслуживаем. Чем больше мы гонимся за удовольствиями и безопасностью, тем становимся менее благополучными, менее здоровыми и даже менее функциональными.

Древние греки называли патологическое слабоволие «акразией» - «скверной смесью», когда человек понимает, что для него плохо, но не в силах сопротивляться позыву «мне так удобнее» или «а что я могу поделать». А старинная поговорка утверждает - «дьявол всегда находит тех, кто бездельничает, и творит зло их руками».


Ирина Табакова

P.S. Уважаемые читатели!

Финские фашисты не ограничились закрытием счетов нашего независимого СМИ, и отобрали у нас офис и единственное жилье. Но мы по-прежнему продолжаем печатать наши статьи и готовим к печати книгу "Постгуманизм". Реквизиты для финансовой поддержки на карты Сбербанка:
4276160926908345
или
5469380087807355


А так же банк Nordea
FI70 1469 3500 2886 55
 
Другие новости по теме:

  • «Как осколок льда»
  • Ловушки отвлечения
  • Ловушки сознания


  • Навигация по сайту
    Популярные статьи
  • Утраченные иллюзии

  • Архив новостей
    Апрель 2024 (1)
    Март 2024 (1)
    Февраль 2024 (1)
    Декабрь 2023 (2)
    Ноябрь 2023 (1)
    Октябрь 2023 (2)

    Информация
    editor@novosti-helsinki.com
    Издатель: 12 CHAIRS OY
    Телефон: +358 (0) 458798768
    +358 (0)404629714
    Реклама: oy12chairs@yandex.ru
    Главный редактор – Ирина Табакова.
    Специальный корреспондент- Алексей Табаков

    Название, слоган, тексты, фотографии, рекламные блоки являются объектами авторского права.
    Перепечатка и использование без разрешения редакции запрещены.
    © Новости Хельсинки. ISSN 1799-7577

    Publisher: 12 Chairs OY
    Tel.+358(0)458798768,
    +358(0)404629714
    Advertisement enquiries: oy12chairs@yandex.ru
    editor@novosti-helsinki.com
    Editor-in-chief Irina Tabakova
    Special correspondent- Alexey Tabakov

    All pictures, articles,slogans,advertisements,graphics are subject to copyright. No reprinting or reproduction is allowed without permission
    © «Новости Хельсинки». ISSN 1799-7577
    Главная страница Copyright © 2013. © «Новости Хельсинки» All Rights Reserved.ISSN 1799-7577