Предпринимательство, безусловно, мотор прогресса. Ведь за последние пару сотен лет человечество не знало ни одного успешно развивающегося государства, где бизнесмены не играли бы существенную роль. Но, как говорится, открыть магазин легко, а вот продолжать держать его открытым в период экономического кризиса довольно трудно. Особенно иностранцу, ведущему бизнес в чужой стране. Поэтому редакция «Новости Хельсинки» решила провести круглый стол, на котором собрались русскоязычные предприниматели, живущие в Финляндии, и юристы. Основной его темой стали правовые проблемы, которые возникают у бизнесменов иностранного происхождения.Прошедший год был не самым простым для финской экономики. Основных трендом на местном рынке становится сокращение. Расходов, доходов, персонала... Бизнес реагирует на это соответствующим образом.
В частности, возникший еще в прошлом году кризис с российскими туристами, которые перестали приезжать в соседнюю страну, привел к серьезным и, к сожалению, весьма негативным изменениям в приграничных городах, где сосредоточены компании, большинством из которых владеют российские же граждане. Закрылись магазины, торговые центры потеряли клиентов, простаивают как сетевые, так и небольшие частные отели. Почти в семь раз упал товарооборот, что повлекло за собой банкротство логистических компаний. Особенно тех, кто работал по контракту с предприятиями. Опустели склады, которые были третьей по прибыльности индустрией в регионе. Плюс экономические санкции, которые повлияли в первую очередь на малый и средний бизнес. А именно такой формат чаще всего выбирают россияне, ведущие дела за рубежом.
Все это привело к тому, что предпринимателям пришлось решать незапланированные проблемы в правовой и одновременно финансовой сферах. Юристы наблюдают все растущее количество отказов в продлении вида на жительство на основании того, что бизнес заявителя не является прибыльным. При этом зачастую официальные лица «забывают» рассмотреть все доходы человека. К примеру, из виду упускаются ценные бумаги или владение акциями. Грамотный юрист, естественно, поможет составить апелляцию и, скорее всего, отказ будет аннулирован. Но время все равно потеряно, да и нервы у предпринимателя потрепаны. Ну и в целом негативное отношение к российским предпринимателям в последнее время существенно ухудшилось. Выражается это и в закрытии банковских счетов по весьма формальным основаниям, и в отказах в выдаче кредитов, даже несмотря на кристально чистую финансовую историю, и в дополнительных проверках со стороны различных органов.
Да и сами юристы стали нередко попадать «под раздачу». Вот, например, торгует предприниматель, допустим, со Швейцарией, и на крупную партию товара необходимо составить договор. Естественно, юридически грамотный. А через некоторое время в адвокатское бюро приходит полиция с обвинениями «в пособничестве в отмывании денег». Оказывается, банку переведенная сумма показалась подозрительной — хотя до санкций все то же самое проходило без проблем. На предпринимателя заводится уголовное дело, а юриста пытаются привлечь как «сообщника», хотя он всего лишь составил договор.
Или, например, одолжил российский предприниматель своему финскому «коллеге» довольно крупную сумму денег. К сожалению, наличными, хотя и с нотариально заверенной распиской. А отдавать долг «коллега» не захотел — не брал, мол, ничего. Городской суд Хельсинки дело рассмотрел, правоту россиянина признал и постановил вернуть долг с набежавшими процентами. Высшая же инстанция этот приговор отменила. Лейтмотивом такого решение стал тот «факт», что «финн всегда говорит правду». Даже несмотря на то, что первоначально он все-таки признал, что брал эту сумму в долг.
Впрочем, главное, на что жалуются практически все российские предприниматели, это неравноправие в том, что касается распределения государственных и частных заказов, которые играют существенную - а нередко и единственную - роль в самых разных видах бизнеса.
Можно, конечно, попробовать опротестовать подобное решение, опять же, в суде. Но, по мнению юристов, сделать это чрезвычайно трудно. Ведь для этого нужно предоставить данные обо всех проектах, принимавших участие в тендере, чтобы их сравнить. Ну и резолюцию комиссии: на основании чего конкретно она и выбрала «победителя». К сожалению, все эти данные являются закрытыми.
Кроме, естественно, того, что иногда попадает в прессу. Например, государственная телекомпания YLE сообщила, что «несмотря на урезание расходов, государство раздает многим компаниям дотации, сумма которых достигает одного миллиарда евро...Эксперты считают, что подобные субсидии — неэффективный метод поощрения деятельности фирм, поскольку дотации искажают рынок», и приводит список компаний, которые получили государственную помощь». Вот суммы только некоторых субсидий за три года:
Viking line – 94 719 548 евро, Tallink Silja – 44 048 320, Finnlines – 28 458 719, корпорация Nokia – 20 759 212, Finnpro - 16 263 054, Valio - 2 869 804, Helsingin energia – 3 404 ну и так далее.
В целом же юристы констатируют, что российские граждане, живущие в Финляндии, нуждаются в их помощи по нескольким основным вопросам:
- оформление трудовых договоров как со стороны предпринимателя, так и наемного работника.
- незаконные увольнения
- «семейные проблемы» - развод, раздел имущества, опека над детьми.
В связи с этим было бы полезно, уверены юристы, организовать центр правовой информационной помощи. В Финляндии есть, конечно, бесплатные государственные консультации, которыми могут воспользоваться неимущие граждане. Но, во-первых, они берутся отнюдь не за всякое дело. А во-вторых, бесплатно адвокат представляет это дело только в суде. До этого же необходимо провести немало консультаций, которые уже стоят денег. Ну и конечно, в подобном центре должна вестись открытая статистика: сколько человек обращается, с какими конкретно проблемами, и каков в итоге результат деятельности.
Ирина Табакова