Считается, что безопасность является такой же потребностью человека как жилище, вода и еда. Но остается ли она абсолютным благом, когда ее слишком много?
Утверждается, что чрезвычайные меры необходимы, так как мир стал слишком неопределенным. Но что, если многочисленные “угрозы” находятся вовсе не в нем - а всего лишь в его цифровой имитации? И в сегодняшнем “киберпространстве” вопросы безопасности перестали относиться к реальному положению дел? Кстати, сам термин “кибер” - отнюдь не нов. Он появился сначала в Древней Греции, а потом и в Риме. И означал управление рабами на галерах.
Чтобы корабль не сбился с курса, они должны были делать ровно 22 гребка в минуту. Поэтому ответственный за соблюдение ритма кибернетос (управляющий) ударял плетью о палубу. А если кто из рабов начинал стонать от боли, затыкал ему кляпом рот - чтобы не сеять панику среди остальных.
Тысячелетия спустя - в 1948-м году - этот термин использовал Норберт Винер в своей книге “Cybernetics: or Control and Communication in Animal and the Machine”. Он выдвинул гипотезу, что при правильной настройке вычислительные машины (“компьютер” буквально - “вычислитель”) могут быть точнее, чем механические. И функции рабов могут быть переданы машинам. Ведь эти “подчиненные” всегда энергичны, услужливы, никогда стонут и не возражают, действуют быстро и без малейших размышлений.
...