ГЛАВНАЯ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
ОБЩЕСТВО | БИЗНЕС | ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ | ЗДОРОВЬЕ | ДИСКУССИЯ | МНЕНИЕ | ОБЪЯВЛЕНИЯ
Почти как в сказке 29-05-2021, 13:41 Общество
Почти как в сказке
“И пусть искусство не может, как бы нам этого ни хотелось, спасти нас от войн и лишений, зависти, жадности, старости или смерти, оно может хотя бы придать нам сил”.
Рэй Брэдбери


Легенды и мифы кажутся причудливыми вымыслами, где не существует границ естественного и сверхъестественного. Весь этот перемешанный мир гармоничен и упорядочен, хотя и абсолютно неподвластен “научной” догме. Но когда мы изгнали из своего сознания нимф, русалок и ветер, который знает о местонахождении царевны лучше, чем поисковик гугл, то сломали экологический принцип, заложенный в “сказочном” мировоззрении. Вместе с исчезнувшими духами лесов, гор, рек и морей пропало то чувство, которое заставляло беречь каждое дерево, ручей, цветок или птицу. А без одушевленности так ли важно, что у нас много программистов, технологий и машин?


Английский философ Фрэнсис Бэкон в XVII веке в эссе “О мудрости древних” писал о том, что мифы, легенды, предания и сказки в поэтической форме хранят древнейшую философию: моральные законы и научные истины. Ведь источником знаний, критерием и единственным содержанием науки всегда является только опыт.

“В лице Дедала, персонажа гениального, но гнусного, древние изобразили и мудрость механического искусства, и все то недозволенное, преследующее дурные цели, что существует в машинах. В легендах Дедал за убийство своего соученика, бывшего более талантливым, жил в изгнании. При этом его всюду любезно принимали цари, потому что своим гением он создал в их славу множество замечательных произведений. Но тот же гибельный талант породил Минотавра и Лабиринт - сооружение, омерзительное и нечестивое по своему назначению и в то же время изумительно великолепное по мастерству. Посыл этого мифа - в применении искусств механики. Человек многим им обязан, но из того же источника рождаются и орудия смерти”.

Легенды и сказки появляются на любом этапе развития человеческого общества, являясь не чем иным, как законами мироздания, которые выражены в виде историй, образов и - как итога - морали.
Они заложены в нашу память с раннего детства, закреплены в генах и передаются из поколения в поколение. Не только из-за поучительных сюжетов, но и потому, что не оставляют нас равнодушными. Мы страдаем и радуемся вместе с героями, побеждаем злодеев, освобождаем принцесс. И хотя роль, которую эмоции играют в процессе запоминания, пока неясна “официальной науке”, опыт всей истории показывает, что избирательность человеческого внимания заключается именно в нашей способности отбирать значимые стимулы, игнорируя второстепенные.

Предания всех народов любых времен являются основой для системы ценностей, которые сегодня актуальны, как никогда - поиск картины мира, взаимосвязи природы, человека и общества. Это форма самосознания, родившаяся из любопытства и истолкованная при помощи ярких образов - богов, злодеев, событий, чувств и даже совершенно абстрактных понятий, которые и словами-то не описать. Так, древнегреческие проклятья летали над головой человека, у язычников-славян любовь приходила в виде юной девушки в венке из полевых цветов, а олицетворением плодородия почти у всех народов была пышущая здоровьем женщина.
Современные ученые считают образное мышление самым важным в познании мира. В отличие от абстрактно-логического, которое использует буквы, цифры и прочие отвлеченные понятия, не воспринимаемые нашими органами чувств, образное мгновенно оценивает ситуацию (или проблему) целиком.
В сознании формируется мысленная “картинка”, символизирующая явление или человека. Она извлекается из памяти или создается воображением. Чем ярче мысленный образ, тем больше вероятности его воплощения в реальности. При этом мы можем менять эти образы как захотим, от чего зависят наши чувства, а значит, способность решить (или не решить) проблему. Ведь чем больше развито образное мышление, тем проще человеку найти нестандартный выход из ситуации.
Впрочем, магия образного мышления мало изучена. Главным образом потому, что даже самого богатого языка не хватает для описания мира образов. Но именно он не только выражает наше отношение к событию или явлению, но и мгновенно устанавливает связь с теми деталями реальности, которые не имеют к ней никакого отношения - если описывать их просто словами.
К примеру, такое “прогрессивное” понятие как “искусственный интеллект” даже в маркетинговых пресс-релизах изображается в виде средневекового “чумного доктора”. А ведь именно этот персонаж несколько столетий назад был символом ужаса, нищеты и горя. Когда люди видели на улицах своих городов фигуры с маской-клювом, это означало - к ним пришли несчастья.

Древние греки лучше всех смогли связать все известные им научные теории и достижения культуры. Античный мифы - или философия, выраженная в легендах - стала основой для формирования западной, а потом и всей остальной цивилизации.
Они первыми начали размышлять о природе, причине возникновения и элементах космоса, источнике его движения и жизни. Древнегреческие философы и поэты поставили вопрос о человеке как личности, у которой есть определенный набор моральных принципов, о важности самопознания и о рационалистической этике, обосновывающей правила нравственности - как основы социальной жизни.

Так, знаменитый миф о Сизифе, бросившем вызов богам, не только о бессмысленной занятости. Главный мотив - необходимость борьбы личности с системой и право каждого на изменение любой общественной структуры - пусть под угрозой сурового наказания.
И еще о том, что даже “одного восхождения к вершине достаточно, чтобы заполнить сердце человека”. А у Сизифа их - вечность.

Легенда о “ящике Пандоры” - поэтическое описание закона мироздания о том, что происходит, когда нечто бездушное начинает решать судьбу человечества, используя для своих целей идиотов. Существо из глины, похожее на прекрасную женщину, отправили к брату Прометея, известного тем, что он был чрезвычайно глуп. Он не только забыл о многочисленных предупреждениях - не брать ничего в дар от богов, но и не принял во внимание, что рядом с прекрасной Пандорой стоит Гермес, печально глядя на ларец.
Как всем известно, ящик с несчастьями был открыт, и на мир с его обитателями обрушились неисчислимые беды.

О сбывающихся предсказаниях древние греки создали еще один миф. Кассандра, в которую влюбился Аполлон, долго уклонялась от его домогательств, пока не добилась того, о чем мечтала - дара предвидения. А потом отвергла ухаживания самого красивого бога. Который, естественно, воспылал жаждой мести, но уже никакими силами не мог отнять то, что подарил. Но зато он смог присоединить к своему дару возмездие: хотя Кассандра всегда предсказывает правду, никто ей не верит.
Современные ученые считают, что главной причиной игнорирования негативных
предсказаний является мощная психологическая неприязнь к сведениям, выставляющими тех или иных персон в не лучшем свете. Особенно болезненно на это реагируют представители “власти”, сурово карая тех, кто предвидел плохой сценарий из-за их глупых действий.
Когда жители осажденной Трои уже стояли возле троянского коня, один из жрецов стал убеждать уничтожить его, утверждая, что неспроста тот оставлен. В доказательство он схватил копье, метнул в деревянную фигуру, и внутри нее грозно зазвенело оружие.
Но и этому звуку тоже не поверили - ведь “боги” же обещали, что вместе с конем в город придет величие и могущество.

Во множестве древнегреческих мифов встречается упоминание о своеобразной клятве, которой всегда связывали себя боги, если не хотели оставить себе никакой возможности отступить. Никакая другая, кроме нее, не считалась прочной и нерушимой. Это была клятва именем реки подземного царства Стикса, через которую никто не мог переплыть обратно. Для богов наказание было страшное: они больше не допускались на пиры, на которых вершились судьбы мира. Ведь соображения выгоды и неограниченного господства всегда ставятся властями выше, чем что-либо еще.

Почти как в сказкеПоэты рассказывают, что гиганты, порожденные Землей, пошли войной против Юпитера и богов, но были рассеяны молниями и в страхе бежали. Земля же, рассерженная этим, породила Молву, последнюю сестру гигантов, быстрее и могущественнее которой нет ничего на свете.
На сегодняшнем языке это называется “общественным мнением”, которого больше всего боялись - и боятся - владыки. Ведь вслед за Молвой всегда приходит Немезида, накладывая на их благополучие свое veto.

Мифология объединила человеческие знания о материальных вещах и духовных явлениях. “Несущественное” оказывается существенным, “несвязанное” - связанным, но именно так все и происходит в реальной жизни.
Взять, к примеру, закон бумеранга, согласно которому все, “сделанное тобой к тебе же вернется” или “как аукнется, так и откликнется”.
В разное время, в разных культурах и у разных народов существуют разные варианты его озвучивания. Но смысл всегда одинаковый - бумеранг возвращается к тому, кто его послал. Причем с удвоенной, а то и удесятеренной силой - “посеешь ветер - пожнешь бурю, посеешь поступок - пожнешь судьбу”.
Этот закон подтверждает теория квантовой физики, согласно которой все атомы состоят на 99,9% из чистой энергии. То есть весь мир - это энергия, которая формируют реальность. Люди - тоже энергетические существа, от которых исходят те или иные вибрации, причем не только от их действий, но и от их мыслей.

Если вкратце, то общая мораль абсолютно всех сказок, преданий и легенд примерно такова:
-не жди, а действуй,
-будь гибким - не делай одно и то же во всех жизненных обстоятельствах,
-свои возможности можно раскрыть только через препятствия и усилия,
-используй неприятную ситуацию во благо - преврати проблему в решение, у каждого свое предназначение - способности не даются просто так - про запас, их необходимо использовать,
-заветные желания всегда сопровождаются силами на их осуществление,
-думай и оценивай происходящее, не воспринимай все буквально.

Последнее, кстати, относится и к самим сказкам. Так, “Аленький цветочек” - это не только о любви, но и о выполнении обещаний - как ответа на чью-то потребность. Ведь пока не нашел купец цветочек, “краше которого нет на свете”, и который зачем-то понадобился любимой дочке, “было у него на душе нелегко и нерадостно”.
Драма “Отелло” - о трагедиях, единственной причиной которых является комплекс неполноценности. К примеру, Нерон был, конечно, садист. Но Рим он поджег из-за отсутствия таланта писать стихи. Сталин был плюгавым, с низким лбом, с изрытым оспой лицом и ни у кого не вызывал симпатии. Бездарный “художник” Гитлер терзался жаждой мести на недооценивший его мир. В фильме “Социальная сеть” - экранизации романа “Миллиардеры поневоле” - рассказывается, как facebook позволяет человеку даже с микроскопической самооценкой почувствовать себя лучше и умнее, чем он есть на самом деле. В первую очередь, это касается самого Цукерберга.

На протяжении тысячелетий люди никак не могли поверить, что разрушающее зло находится в них самих. Поэтому придумывали всевозможных чудовищ, которые всегда страдали от внешнего или внутреннего беспокойства.Так, в древнегреческой мифологии жена Зевса из ревности лишила царицу Ламию сна. Днем та скрывалась в пещере, а по ночам неустанно бродила, периодически обращаясь в прекрасную деву и высасывала кровь у подпавших под ее чары людей.
В сказках других народов подобных существ называли вампирами, вурдалками, упырями либо как-то еще. Они не отбрасывали тени, не отражались в зеркале, “проявлялись” лишь в темноте - то есть, были не совсем материальным. И только выпив крови, могли имитировать внешность человека.
С точки зрения медицины, у вампиризма есть вполне научное объяснение - чрезвычайно редкая болезнь, которая встречалась с давних пор в семьях “истеблишмента” - из-за родственных браков. По причине неправильного синтеза гемоглобина больной страдал от повышенной чувствительности к свету, и даже недолгое пребывание на солнце вызывало на его коже трещины и пузыри. А “высасывание крови” - как в прямом, так и в переносном смысле - приносило временное облегчение.

Любые упыри - сказочные или нет - всегда расплывчаты, безличны и способны лишь копировать или имитировать. Им невыносима собственная ущербность - и они стремятся принизить до своего уровня всех остальных. Но так как они слабы и трусливы, могут лишь пугать и врать, то им обязательно нужно добровольное согласие жертвы.
Абсолютно во всех преданиях - и в реальной жизни! - вампиры не в состоянии войти без приглашения, нечисть не видит, пока на нее не посмотришь, а душу дьяволу (или персональные данные) отдают исключительно добровольно.

Власть мифов настолько сильна, что даже такой “сверхрациональный” немецкий фашизм сохранил преданность “нордической” теории мироздания: ледяной мир и земная пустота, где далекий от совершенства человек стоит на пороге грандиозной мутации, после чего приобретет могущество, которым обладали древние боги. Это нашло отражение даже в “завещании фюрера”: “Суровый климат на Востоке позволит немцу сохранить свои качества крепкого и жизнеспособного человека. Переселите немца в Киев - и он останется отличным немцем. Переселите его в Майями - и вы сделаете его дегенератом, иными словами, американцем”.

Символично, что во всех преданиях и сказках холод всегда ассоциируется со злом:
-“Ее называют Снежной королевой еще потому, что от ее дыхания умирают птицы, замерзают окна и даже сердца. От нее не исходит ни зла, ни добра, лишь одно ледяное равнодушие. Равнодушие и одиночество”.
Пользователи компьютерных программ проводят все свое время в виртуальном мире, складывая из цифр целые слова, но никак не могут сложить того, что им хочется больше всего - слова “вечность”. Ведь за это им обещано, что они получат “весь свет и пару новых коньков”.

“Золотая антилопа”, легенда о царе Мидасе, “Сказка о золотой рыбке” и многие им подобные - о том, что безудержный необъяснимый рост всегда приводит к краху.
С точки зрения экономики, это отражение закона убывающей отдачи (law of diminishing returns), согласно которому “по мере возрастания производственного фактора достигается точка, в которой дополнительное использование ведет к снижению объема”.
А также “закона убывающей предельной полезности”, заключающегося в том, к примеру, что для голодного человека польза первой тарелки супа выше, чем второй, второй - выше, чем третьей, а четвертую он просто не будет есть. То же самое происходит и со всем остальным.
Со стороны же морали эти легенды - о невыносимом чувстве собственной ничтожности, которое тщетно пытаются заменить постами или деньгами:

Почти как в сказке… “Мидас был очень богат, но чем больше золота он имел, тем чаще горевал: “сколько золота еще остается в земле, вот если бы собрать все, тогда уж точно будет счастье”. Когда бог Дионис награждал его способностью превращать все в чистое золото, то спросил - не будет ли царь жалеть потом? “Ни в коем случае, - заверил Мидас. И только когда в золотой поток обратилась вода, золотом стали хлеб и вино, понял, что хоть он и самый богатый, но скоро умрет от голода.

- “Сколько тебе нужно золота, великий раджа?
- Много. Очень много…
- А если его будет слишком много?
- Глупое животное. Золота слишком много не бывает”…

…Если беспредельная жадность - интернациональна, то образ мыслей и действий того или иного народа - разный.
К примеру, в скандинавской мифологии заранее все известно, все для всех предопределено, ничего изменить нельзя, поэтому пытаться бороться с существующим порядком абсолютно бесполезно.
Немецкие ведьмы живут в аккуратных домиках - из пряников со стеклами из сахара. Там все расставлено по своим местам и все “по правилам”… но забредших туда голодных детей не пожалеют.
Все как в современном “социальном” государстве: повезет, если успеешь оторвать кусок и вовремя убежать. А если позабудешь обо всем ради “лакомства” - съедят.

Избушка русской Бабы-Яги поворачивается то задом, то передом, то к лесу, то к путнику, там всегда царит хаос и бардак. Но зато странника (если он не дурак, конечно) накормят, напоят, а иногда и помогут в решении проблем.
Давно уже сказано -“умом Россию не понять”. Русские люди (и даже Баба-Яга) слишком отличаются от всех остальных. Они никогда ничего не делают по правилам, не знают меры, впадают в крайности и действуют по вдохновению.
К примеру, герой русских сказок Иван-царевич (или просто Иван) идет покупать коня, чтобы отправиться на нем в дальнюю дорогу, и вместо молодого сильного зачем-то покупает дряхлого. Но потом именно этот, казалось бы, ни на что негодный конь оказывается волшебным, помогает справиться с трудностями и выручает из беды.
В реальной жизни русские выигрывают благодаря импровизации и тому, что “строгость закона смягчается необязательностью его исполнения”.
В начале Великой Отечественной старый немецкий фельдфебель предупредил: “идти войной на Советский Союз - самая большая ошибка, так как на все тщательно просчитанные планы русские ответят полной непредсказуемостью и своим “на авось…”
А уже в 1944 году нацистское командование вынуждено было выпустить просветительскую брошюру для солдат, которая так и называлась “Русские подручные средства и находчивость”.

Кстати, с научной точки зрения слово “на авось” отражает жизненный опыт и психологическую установку: “нет никакого смысла следовать строгому плану - может произойти все, что угодно”.
Исследователи ХХ века потратили немало сил, чтобы доказать огромное значение фундаментальной роли случайности. Всей своей историей человечество обязано именно непредсказуемости - ведь даже в самые мрачные времена существуют постоянные возможности другого развития событий.
Поэтому хоть покорным обывателям и внушается, что государственные “законы” противостоят сознательному нарушению порядка, это не так. У общества (как и природы в целом) слишком много факторов, проявляющихся в процессе развития. И если есть в глобальном плане закон мироздания - то это устойчивая связь всех явлений и процессов.

Самым значимым преданием - общим для всех народов - стала легенда (или воспоминание) о “конце света”. (В христианской трактовке - об Апокалипсисе). Вместе с мифами о Великом потопе есть сюжеты, рассказывающие об уничтожении человечества в результате землетрясений, засух и пожаров.
В монотеистических легендах катастрофа связана с виной человека, вызвавшим гнев “высшего существа”. В более древних эта кара - вовсе не “божья”. Старинные индуистские предания описывают моральную деградацию общества как главный признак приближающейся планетарной катастрофы.
А современные научные исследования доказывают, что это вовсе не сказки.
Ведь если негативные мысли одного человека неизбежно разрушают его здоровье, то массовое отрицательное энергетическое поле губит всех.

В живом материальном мире все создано природой так, что организмы, их “вдохи” и “выдохи” в виде тех или иных веществ являются необходимыми для существования других. Растения выделяют кислород, нужный люди и зверям. Те, в свою очередь, углекислый газ, который затем поглощают растения. “Вся природа одушевлена, вся жива, в целом и в частях. Все связано тайными узами между собою, все дышит вместе друг с другом. Враждебные и благотворные воздействия идут со всех сторон”.

Но когда эта гармоничная цепочка разрывается, происходит неминуемая катастрофа.
И если в древних преданиях она случалась периодически, открывая путь к возрождению мира, то потом превратилась в “конец света”, который произойдет один раз и навсегда.
Хотя сам термин “апокалипсис” в дословном переводе с древнегреческого означает всего лишь "снятие завесы”, избавление от навязанных теми или иными “властями” иллюзий и осознание того, что скрыто от большинства человечества в эпоху преобладания тотальной лжи.

Почти как в сказке…“Слишком много людей думает о защите - вместо того, чтобы думать о возможности. Кажется, они больше боятся жизни, чем смерти”. Эти слова приписываются Бенджамину Франклину.
Но задолго до этого древние греки придумали бога страха - Фобоса. Он приходил к воинам до начала битв, к обычным людям - до того, как произойдет любое событие, и заставлял всех не только дрожать, но и переставать думать. Причем как раз в те моменты, когда это больше всего нужно.
Влияние Фобоса было настолько сильно, что его боялись и сами боги.
Единственной, кто мог с ним справиться, была Афина - богиня мудрости.
Как только она появлялась, страх убегал в ужасе.

- “Мудрость прошлого была или великой, или счастливой, - считал Фрэнсис Бэкон. - Великой, если она силой вымысла воплотилась в фигуру героя или историю. Счастливой, если люди сумели дать материал и повод для столь глубоких наблюдений и размышлений.
Многим мифам, созданным древнейшими поэтами, уже изначально присущ аллегорический смысл. Конечно, там допускались хронологические ошибки, из одного мифа что-то переносилось в другой… Все это неизбежно, ибо мифы - создание людей, живших в разные эпохи. Но в целом они стоят вне времени и являются не созданием самих поэтов, а чем-то вроде священных реликвий”.

Ирина Табакова

Дорогие друзья!
Так как счет издателя "Новости Хельсинки" (European values) по требованию финских бюрократов закрыт, вы можете перечислить любую сумму на тот счет, который еще работает:
IBAN FI25 1820 3000 0185 31 BIC NDEAFIHH
Nordea Bank Finland

Наша новая книга "Постгуманизм" уже сверстана - нужны только средства на ее печать: 20 000 евро
 
Другие новости по теме:

  • Культ личностей
  • Ловушки сознания
  • “In God We Trust”


  • Навигация по сайту
    Популярные статьи
  • Почти как в сказке
  • Бездушное пространство
  • Проверка на прочность

  • Архив новостей
    Июнь 2021 (2)
    Май 2021 (2)
    Апрель 2021 (2)
    Март 2021 (2)
    Февраль 2021 (2)
    Январь 2021 (3)

    Информация
    editor@novosti-helsinki.com
    Издатель: 12 CHAIRS OY
    Телефон: +358 (0) 458798768
    +358 (0)404629714
    Реклама: oy12chairs@yandex.ru
    Главный редактор – Ирина Табакова.
    Специальный корреспондент- Алексей Табаков

    Название, слоган, тексты, фотографии, рекламные блоки являются объектами авторского права.
    Перепечатка и использование без разрешения редакции запрещены.
    © Новости Хельсинки. ISSN 1799-7577

    Publisher: 12 Chairs OY
    Tel.+358(0)458798768,
    +358(0)404629714
    Advertisement enquiries: oy12chairs@yandex.ru
    editor@novosti-helsinki.com
    Editor-in-chief Irina Tabakova
    Special correspondent- Alexey Tabakov

    All pictures, articles,slogans,advertisements,graphics are subject to copyright. No reprinting or reproduction is allowed without permission
    © «Новости Хельсинки». ISSN 1799-7577
    Главная страница Copyright © 2013. © «Новости Хельсинки» All Rights Reserved.ISSN 1799-7577